Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

возможности, <...> меня как-то всегда воспитывали в такой атмосфере, и я сразу понимала, что буду получать высшее образование, <... > я просто в такой атмосфере воспитывалась и жила, общалась с такими людьми, и родители мои тоже общались с такими людьми, то есть такой у семьи круг общения просто был (Инф. 1); Я чаще прислушивалась к их мнению, но, прежде всего, особенно прислушивалась к мнению бабушки, которая всегда была особым авторитетом для меня <... >Хотя прежде всего, я слушалась какого-то своего внутреннего выбора, но выбор этот был изначально предзадан, <...>. К мнению других я всегда прислушивалась, потом все анализировала, примеряла на себя, взвешивала, <... >. Просто они высказывали свое мнение аргументированно, приводили какие-то свои доводы, примеры, и я потом все взвешивала и принимала решение, ну а они потом со мной соглашались в конечном итоге (Инф. 3). Утверждать данный факт все же следует с небольшой оговоркой. Несмотря на то, что добровольному следованию советам членов семьи в вопросе выбора в пользу высшего образования в основном послужил общий уровень образования семей (и в том, и в другом случае почти все члены семьи и даже их ближайшее окружение имели высшее образование и ученые степени), тем не менее информант 3 отмечала, что в отдельные моменты отстаивала свое решение до поступления в вуз в связи с иррациональными причинами, которые действительно могли бы создать проблемы, если бы она последовала рекомендациям родителей. Это также можно считать частным проявлением: Вот выбор я еще один интересный реализовала, когда уперлась и все- таки не смогла пойти навстречу родителям, во второй или в третий класс меня хотели перевести, в школу с углубленным изучением английского, это была элитарная школа <...>, одна моя подружка, она поддалась мнению родителей, она была уж очень послушная, и ее мама туда отвела, и спустя много лет она мне призналась, что это были, по сути, несчастные годы ее учебы, потому что там, в элитарной школе, оказалась очень сильная иерархия, снобизм, а она, воспитанная достаточно мягко, интеллигентно в своей семье, в школе этой она оказалась совершенно забитым ребенком, что очень сильно сказалось потом на ее самооценке, <... >возможно, та тяжелая, высокомерная психологическая атмосфера сказалась бы еще хуже, чем трудности с английским, потому что у меня всегда было стремление к психологическому комфорту. Это как раз то, что моя мама всегда понимала, и это у нее тоже был главный мотив (Инф. 3). В то же время информанты 2 и 4 отмечали, что не испытывали на себе даже легкого давления на принятие решения о поступлении со стороны членов семьи, поскольку у тех были жизненные приоритеты, мало связанные с получением образования. Однако важно отметить, что эта свобода выбора объяснялась вдохновением от примера «значимых других» лиц в их жизни, таких как друзья и педагоги, а также аффективно обусловленными, сугубо личными интересами, ассоциациями и склонностями: Ну а вот почему именно химик-лаборант? Ну, я не знаю... видимо, потому что изначально хотела быть медиком, а тут тоже, по сути, белые халаты, наверное по этой причине... И когда я отучилась, мне очень 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz