Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

function at the time of selection, which indicates the tendency of the person making this choice to a high level of reasonableness and a flexible analysis of circumstances, leading to a choice of educational level. Keywords: higher and secondary education, social stratification, Social attitude (attitude), socio-demographic, sociocultural and personal factors. Введение В области получения качественного высшего образования особый вид препятствий и социального неравенства формирует географическая обособленность отдельных групп населения, в первую очередь — проживающих в сельской местности [Латова, Латов, 2010: 160] и в небольших городах, расположенных в существенно удаленных от главных образовательных центров страны географических точках. Такая ситуация характерна для городов Мурманской обл., которая, как и другие регионы страны, является сосредоточением людей из самых различных социальных групп населения по полу, возрасту, роду занятий и уровню доходов, а также по социально­ психологическим и социально-экономическим характеристикам и личностным качествам. Социальные и личностные свойства определяют различия представлений о выгодности, практичности, целесообразности высшего образования, они стимулируют желание повысить уровень образования либо препятствуют ему. Субъективные характеристики людей из различных слоев населения играют ключевую роль в конечном выборе: будет ли человек получать высшее образование. Взаимосвязь субъективных предпосылок и предпочтений различных социальных групп населения (мотивов, целей, интересов и т. д.) с их объективными социально­ демографическими и культурно-этническими характеристиками представляют собой социальные установки различных слоев населения Мурманской обл. Проблема, поднятая в исследовании, связана с тем, что существует объективное неравенство возможностей получения высшего образования у выпускников 11-х классов, у людей старших возрастных категорий такая возможность также нередко отсутствует или ограничена. Способы адаптации к ситуации у желающих получать высшее образование различны, как и формы борьбы с ней. Целью предпринятого исследования было определение видов социальных установок (аттитюдов), влияющих на желание и возможность людей из различных социальных групп Мурманской обл. получить высшее образование, а также соответствующих этим аттитюдам модальностей, функций и типов социального действия, представленных в теории М. Вебера. О предмете, понятийном аппарате и методах исследования В первую очередь необходимо сделать пояснение относительно структуры, видов и функций предмета настоящего исследования, рассматриваемого рядом социологов и социальных психологов. Природа социальной установки (аттитюда) двойственна, данное явление изучается на стыке социологии и психологии, социальной психологией. Социально- психологический смысл социальной установки, на который в первую очередь опирается большинство изучающих данный феномен исследователей, раскрывается в определении Г. Олпорта: “a mental and neural state of readiness, organized through experience, exerting a directive or dynamic influence upon the individual’s response to all objects and situations with which it is related” 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz