Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.181 -194 УДК 398.21/398.22+398.21:59 Л. А. Кузнецова УСТАНОВКИ ЖИТЕЛЕЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация Социальная установка на получение высшего образования складывается из взаимосвязи личностных характеристик, субъективных предпосылок и предпочтений (мотивов, целей, интересов) представителей различных социальных групп населения Мурманской обл. с их объективными социально демографическими и социокультурными характеристиками в условиях социального неравенства, географической удаленности региона от главных образовательных центров страны, а также относительно однобокой региональной специфики местного образования. Акцентируется внимание на различии социальных установок по социокультурному признаку и в контексте социального взросления — между бывшими абитуриентами советского периода и современными поколениями поступающих в вузы или средние учебные заведения, а также отмечается взаимосвязь социальной установки абитуриента с образовательной стратегией его семьи. При изучении позиции по этому вопросу у современных абитуриентов и студентов используются отзывы респондентов старшего поколения о собственных детях и внуках и их ровесниках, вступивших в студенческий возраст. Сделан вывод о наибольшей распространенности и эффективности для самого абитуриента социальной установки ситуативного типа с амбивалентной модальностью и с наиболее ярко проявляющей себя в моменты выбора ценностно-выразительной функцией, что свидетельствует о склонности человека, делающего подобный выбор, к высокому уровню рассудительности и гибкому анализу обстоятельств, приводящих к тому или иному выбору уровня образования. Ключевые слова: высшее и среднее образование, социальная стратификация, социальная установка (аттитюд), социально-демографические, социокультурные и личностные факторы. Larisa A. Kuznetsova ATTITUDES OF VARIOUS SOCIAL GROUPS OF THE POPULATION IN MURMANSK REGION TO OBTAIN HIGHER EDUCATION Abstract The social orientation towards higher education is composed of the relationship of personal characteristics, subjective prerequisites and preferences (motives, goals, interests) of representatives of various social groups of the population of the Murmansk region with their objective socio-demographic and sociocultural characteristics in conditions of social inequality, the region’s geographic distance from the main educational centers of the country, as well as the relatively one-sided regional specifics of local education. Attention is focused on the difference in social attitudes according to sociocultural grounds and in the context of social maturity - between former applicants of the Soviet period and modern generations entering universities or secondary schools, as well as on the relationship of the social setting of the applicant with the educational strategy of his family. When studying a position on this issue among modern applicants and students, the feedback of older respondents about their children and grandchildren and their peers who have entered college age is used. The conclusion is drawn about the greatest prevalence and effectiveness for the very applicant of a situational type of social setting with ambivalent modality and with the most expressive value-expressive 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz