Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

ГРЭС). Каждый месяц лекторы выезжали в отдалённые посёлки, леспромхозы, на лесоучастки. Выступали они в управлении Мурманского тралового флота, Мурманском арктическом пароходстве, на комбинате подсобных предприятий «Ковдорстроя» и Ковдорской теплоэлектростанции. В 1960-х гг. традиционно большую и разнообразную работу среди учителей биологии Кировска и Апатитов проводила лекторская группа Полярно­ альпийского ботанического сада КФАН. С лекциями на темы естествознания учёные выступали на совещаниях учителей-биологов, на заседаниях секции биологов районного отдела образования. Кроме того, они подготовили цикл лекций для учителей Мурманской обл. по наглядным методам преподавания ботаники в школах и методики проведения школьных и внешкольных занятий. Необычную работу проводил Полярно-альпийский ботанический сад, отвечая на письма любителей-цветоводов и обращения организаций города. Идя навстречу пожеланиям цветоводов и организаций, ботаники проводили консультации на интересующие их темы — озеленение городских пространств и комнатное цветоводство, совместно с Кировским горисполкомом организовывали выставки комнатных цветов, где можно было поделиться опытом разведения цветов и ухода за ними. Активная лекционная деятельность ПАБСИ приходилась на летние месяцы, что объяснялось большим потоком экскурсантов. Лето было самым подходящим временем для знакомства с особенностями растительности Мурманской обл. и работами учёных по переселению на Крайний Север растений из многих регионов мира. Лекции, по сути, являлись экскурсиями по интродукции и акклиматизации декоративных растений и сопровождались демонстрацией растений в питомниках и оранжереях Ботанического сада на различных высотах горы Вудъявчорр. Лекторская группа комитета ВЛКСМ КФАН СССР, состоявшая из 30-35 человек — в ней были комсомольцы и молодые коммунисты, аспиранты, инженеры, младшие научные сотрудники, кандидаты наук, — избрала в качестве основного направления своей деятельности поездки по разным населенным пунктам района и области. Молодые лекторы организовывали агитпоходы в отдалённые мелкие населённые пункты, где приезд такое событие становилось праздником. О поездках вспоминает бывший участник таких походов И. Кондратович: «Такой внимательной, заинтересованной аудитории я, пожалуй, не видел. В поселках — уважительное отношение к лекторам, жители задают много вопросов, возникают задушевные беседы. Нас благодарят, жмут руки. Пишут отзывы, приглашают приезжать чаще» [Кондратович, 1975: 3]. Ещё одной формой лекционной пропаганды стала деятельность народных университетов, которые начали создаваться в стране в конце 1950-х гг. В Кольском филиале народный университет образовался позднее, после того, как в 1964 г. на IV съезде общества «Знание» было принято решение о переходе от разрозненных лекций к систематическому специальному образованию. С этого времени образование взрослых стало самостоятельной отраслью. В составе народного университета естественно-научных знаний работали четыре факультета: физический, химический, географо-экономический и горно- обогатительный. В 1974 г., когда Президиум АН СССР принял постановление «Об участии АН СССР в реализации мероприятий по завершению перехода ко всеобщему 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz