Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
С точки зрения брендирования и организации туризма Арктику можно условно разделить на два сектора, которые, будучи взаимосвязанными и обладая рядом схожих черт, существенно отличаются друг от друга: • океанический (акватории океанов, островные территории, прибрежные зоны) — распространенность морских средств передвижения (включая ледокольные суда), соответствие стереотипным представлениям об Арктике (шельфовые ледники, айсберги и т. п.), специфическая фауна, ассоциируемая в массовом сознании с арктическими территориями (морские млекопитающие, белые медведи и т. д.), проживание коренных северных народов, чья хозяйственно-экономическая деятельность традиционно связана с морем [Белевских и др., 2018]; • континентальный (внутренние арктические районы Северной Америки и Евразии) — распространенность наземных и речных средств передвижения, преобладание тундры и характерного для нее природного мира, специфика традиционных форм природопользования и хозяйствования коренных народов, в том числе широкое распространение оленеводства в Евразийской Арктике. Одновременно с этим представляется логичным разграничивать понятия «арктический туризм» и «северный туризм». Данные направления, будучи схожими по ряду параметров (суровость климатических условий, распространение некоторых специфических форм экономической деятельности, проживание коренных народов и групп старожильческого населения), тем не менее обладают собственной уникальностью. К отличительным чертам северного туризма можно отнести: более выраженную, по сравнению с Арктикой, сезонность; преимущественную локализацию в природно-климатической зоне бореальных (северных) лесов, с соответствующими флорой и фауной; большую плотность населения; сравнительно более высокий уровень развития инфраструктуры. Арктический туризм, как и любое другое туристское направление, формируется на основе сочетания объективно существующих факторов аттрактивности и создаваемых на их базе турпродуктов, ориентированных на конечного потребителя. Бытующее во многих культурах восприятие Арктики как таинственной мистической территории, отраженное в мифах, легендах и сказках, провоцирует интерес к ней. На создание туристских брендов, помимо природно географических, историко-культурных и социально-экономических условий, могут оказывать значительное влияние целевые установки государственных и общественных структур, а также маркетинговые стратегии бизнеса. Основу туристской привлекательности Арктики составляют ее географическое положение и природно-климатические особенности. С арктическими районами Земли часто ассоциируется понятие «пустота»: отсутствие суши в районе Северного полюса, цветовое однообразие (постоянное или длящееся значительную часть года), огромные пространства без людей и населенных пунктов. Эта «пустота» привлекает в высокие широты туристов, стремящихся получить эмоциональную разгрузку. Кроме того, арктическое побережье в физико-географическом смысле соответствует ментальному понятию «край Земли», куда, в представлении людей, можно «сбежать» от рутинной повседневности и текущих проблем. Высокой туристской привлекательностью обладает сам Северный полюс, посещение которого имеет в основном символическое значение, так как климат, пейзаж и фауна в этой точке 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz