Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

целях, не связанных с получением прибыли и осуществлением трудовой деятельности, является логичным, но требует дополнительной конкретизации. Выявление концептуальных черт этого туристского направления затруднено вариативностью самого понятия «Арктика», которое может иметь различные географические, климато-биологические, административные, социально- экономические и культурологические трактовки. В недавнее время опубликован ряд исследований, предлагающих различные варианты концептуализации данного понятия [Харлампьева, 2014; Лукин, 2015; Жигунов, 2016], в которых тематика туризма затрагивается только косвенно. Кроме того, часть общества воспринимает в качестве «арктических» те туристские направления, которые имеют к Арктике лишь условную привязку. В некоторых случаях формирование и популяризация данного искаженного восприятия может быть частью маркетинговой стратегии, направленной на продвижение локальных дестинаций под «арктическим» брендом. Сложности вызывает также смысловое и практическое выделение арктического направления из категории «северный туризм» [Белевских, 2015]. В этой связи представляется уместным определить территориальные рамки региона, в котором могут реализовываться практики арктического туризма, следующим образом: Северный Ледовитый океан, северная часть Атлантического и Тихого океанов, острова и архипелаги в их акваториях, а также материковые территории на севере Евразии и Северной Америки, расположенные в арктическом и субарктическом климатических поясах, относящиеся к природным зонам арктической пустыни, тундры и лесотундры. К общим чертам указанных районов, формирующим их уникальность, можно отнести климат, флору и фауну, наличие полярной ночи и/или полярного дня, сравнительно высокую частоту появления полярного сияния и некоторые другие особенности. Арктические территории имеют ряд характерных черт, оказывающих значительное влияние на туристскую индустрию: • удаленность и труднодоступность многих привлекательных для туристов районов, что значительно увеличивает стоимость их посещения; • сильная зависимость организации туристской деятельности от сезонных факторов; фактическая недоступность некоторых аттрактивных мест на протяжении длительных периодов в течение года; • необходимость учитывать природно-климатические факторы при планировании и организации туризма (полярные день и ночь, погодные условия и т. д.); • социально-экономическая специфика арктической зоны: низкая плотность населения и неравномерность его распределения, высокая урбанизированность, очаговый характер инфраструктуры, доминирующая роль некоторых отраслей экономики (добыча углеводородного сырья и других полезных ископаемых, тяжелая промышленность и т. п.), влияние реализуемых мегапроектов (транспортных, энергетических и иных), присутствие военных и т.д.; • административные ограничения на посещение некоторых районов (пограничные зоны, закрытые территории и т.п.), что фактически выводит их за рамки массовой туриндустрии. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz