Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
Лекторы ИХТРЭМС были первыми, которые перешли от чтения отдельных лекций к циклам. Ими был разработан специальный цикл лекций о полимерах, пластических массах и их применении в технике, о том, что может дать народному хозяйству и населению страны использование отходов угля и нефти, о новых видах синтетических волокон и других изделиях химической промышленности. Пропаганда химических знаний не ограничивалась только проведением бесед и лекций. Стараясь разнообразить формы распространения химических знаний, сделать их популярными, увлекательными, учёные проводили на предприятиях, в школах, общежитиях и клубах вечера занимательной химии. На вечерах в эффектной увлекательной форме демонстрировались химические опыты, проводились химические викторины. Подобные мероприятия привлекали к себе большое внимание молодёжи. Не менее интересной формой популяризации научных знаний были экскурсии молодёжи, особенно учащейся, в химические лаборатории института, где они сопровождались беседами, связанными с темой исследования, и демонстрацией научной аппаратуры в действии. К началу 1960-х гг. относится и такое новое направление в пропагандистской деятельности, как чтение лекций по заказам и запросам организаций и учреждений, а также в целевых слушательских аудиториях. Лекторы не только разрабатывали свои лекции и доклады, следуя разработанной тематике, но и выполняли «заказы». В октябре 1960 г. партийный и профсоюзный комитеты комбината «Апатит» обратились с призывом выступать перед рабочими, служащими, инженерно-техническими работниками рудников, обогатительной фабрики, служб и отделов комбината с лекциями и докладами, которые давали бы представление о научной деятельности КФАН, о достижениях науки и техники в Советском Союзе и за рубежом. Призыв вызвал незамедлительный отклик членов общества «Знание» и оживление их деятельности. Помимо лекций на общие темы о науке, учёные разработали так называемые «направленные» лекции — для определённой целевой аудитории. К ним можно отнести, например, доклад Председателя Президиума КФАН, члена-корреспондента АН СССР А. В. Сидоренко «Основные направления научных исследований на Кольском полуострове и последовавшие за ними открытиях» для работников управления комбината «Апатит» и его научно- исследовательской лаборатории. Работа в целевых аудиториях активизировалась с 1961 г. в связи с образованием в составе КФАН Горно-металлургического института. Его научные сотрудники для ИТР и рабочих электромеханического, дробильного и мельничного цехов обогатительной фабрики АНОФ-2 организовали цикл лекций «Проблемы комплексного использования минерального сырья» и «Проблемы обогащения минерального сырья». В 1960-х гг. появилась новая группа слушателей. Выполняя заявки от командования войсковых частей Мурманской обл., члены Общества выезжали в воинские части с популярными лекциями о минеральных богатствах Кольского п-ова и перспективах их освоения [НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 563. Л. 1-15]. Таким образом, у научных сотрудников КФАН сформировалась разнообразная обширная аудитория: они выступали с лекциями, докладами и беседами не только в учреждениях социальной сферы, но и на промышленных предприятиях, в том числе строящихся в то время объектах (АНОФ-2, Кировская 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz