Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
«За нерачением. Все предложения, увещания священника об исполнении существенного христианской обязанности исповеди и Святаго Причастия как общия в Церкви так и частныя на едине к нерадивым прихожанам остаются безуспешными. При всем том с решительным подтверждением того, что если они не исполнят Христианского долга в этот год, то об них непременно будет донесено Епархиальному начальству. Каждое почти лицо на едине было спрашиваемо священником о причине уклонения от исповеди и причастия Святых Таинств, ответы их были следующаго рода: «Так! Нужно бы было да некогда», или «не я один не хож\>к исповеди; я не ходил раньше к исповеди но также .жил: жило у нас много священников, но не принуждали нас к исповеди»; или «я еще малость буду постарше, то тогда и буду исполнять христианский долг почаще» [ГАМО. Ф. И-20. On. 1. Д. 86]. Данное замечание священника, по всей видимости, относится ко всем жителям прихода, которые в течение длительного времени не исповедовались и не причащались, в том числе и к саамам Бабинского и Екостровского погостов. С 1888 г. в приходе появляются упоминания о старообрядцах в Кандалакшском селении, то есть тех, что «уклонились в раскол» — 2 человека [ГАМО. Ф. И-20. On. 1. Д. 89], хотя годом ранее не было ни одного упоминания о переходе в старообрядчество. С 1904 г. появляются еще 2 человека в Княжегубской деревне «За приверженностью к расколу». Итого в приходе 4 человека [Там же: Д. 101]. В 1907 г. по общей таблице получается 6 старообрядцев: 4 (2 мужчины и 2 женщины) в Колвицкой и 2 (мужчина и женщина) в Княжегубской деревнях, а в сводной таблице указано, что в приходе 19 человек (10 мужчин и 9 женщин). В погостах старообрядцев не выявлено [Там же: Д. 103]. Та же ситуация фиксируется в 1908 г. [Там же: Д. 104]. А в 1909 г. в погостах отмечается наличие сторонников старообрядчества. Так, в Бабинском погосте — 1 женщина, в Екостровском — 3 мужчины и 2 женщины. Итого в саамских погостах 6 человек, а в целом по приходу отмечаются те же показатели, что и за предыдущие два года — 19 человек (10 мужчин и 9 женщин) [Там же: Д. 105]. В следующие два года — в 1910-м и 1911-м количество уклонившихся в старообрядчество увеличилось до 8 человек: 2 (мужчина и женщина) в Бабинском погосте и 6 (3 мужчины и 3 женщины) в Екостровском погосте. А общее число склонных к старообрядчеству 19 человек [Там же: Д. 106, 107]. Также в Бабинском погосте с 1907 г. присутствовали лютеране (не исповедовавшиеся и не причащавшиеся «по склонности к лютеранству») — семья Исаака Матвеевича Саткоярви. Общее их количество 8 человек (5 мужчин и 3 женщины) [Там же: Д. 103-107]. Таким образом, видно, что с 1908 г. в среде саамов Бабинского и Екостровского погостов выделились лица и семьи, склонные к старообрядчеству, а в Бабинском погосте проживала семья лютеран. Ниже представлены сводные таблицы по населению Бабинского и Екостровского погостов за 1907, 1909 и 1911 гг. (табл. 5 и 6). 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz