Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

В колонке 1 сверху вниз — построчно (а не так, как с 1843 по 1854 гг. — вертикально все в одну строку) перечислялись сословия (социальные группы): 1) «Духовнаго ведомства» (в 1858 г. формулировка «духовного сословия» была изменена на формулировку «духовного ведомства»); 2) «Военных»; 3) «Статских»; 4) «Купцов, мещан, цеховых и прочих городских обывателей»; 5) «Дворовых» (началу XX в. данная графа была исключена, поскольку на протяжении ряда лет она была пуста); 6) «Крестьян»; 7) «итого»; 8) отдельно присутствовала графа «Сверх того раскольников», в которой заполнялись только 12-14-й столбцы; 9) «Всего» — общее количество населения (также 12-14-й столбцы). Исходя из данных основной части этого источника, можно сделать ряд сопоставлений с другими документами из «церковного архива». Во-первых, данные из колонок 1-3 можно сопоставить с данными из клировых ведомостей (часть документа «ведомость о прихожанах», где давались статистические данные по приходу), ревизских сказок и других источников, то есть проверить соотношение статистических данных. Во-вторых, данные колонок 4-6 можно сопоставить с материалом из метрических книг и обысковых книг (книг брачных обысков). Метрические книги дают более точную датировку родившимся (если есть точная дата), крестившимся, вступившим в брак и умершим (у последних указывается причина смерти). Содержится также информация о месте происхождения родителей и крестных восприемников, их сословная, этническая и конфессиональная принадлежность [например: ГАМО. Ф.16-И. On. 1. Д. 19а]. В-третьих, данные из колонок 7-9 являются уникальными для этого вида документов и отражают религиозность членов общины. Здесь косвенным дополнением могут стать алтарные книги, в которых давались отдельные сквозные списки исповедовавшихся по определенным конкретным дням и такие же списки по причастившимся, а также отдельные списки тех, кто не причастился и не исповедовался [например: ГАМО. Ф. И-20. On. 1. Д. 54]. Таким образом, алтарные книги уточняют датировку совершения таинств, но не количество лет, пропущенных прихожанином, причины его пропусков и его симпатии или приверженность другим конфессиям. Информационные возможности источника Из духовных росписей по кольским саамам можно получить следующую информацию: материал по родословию, кто с кем проживал в одном доме, в каком количестве человек, об изменении уровня религиозности саамского населения, о религиозных предпочтениях, о соседстве с саамами представителей других вероисповеданий (лютеранского: финны, норвежцы, фильманы) или православных карелов и русских. Так, по Кандалакшскому приходу в духовной росписи за 1886 г. в общей таблице между строк о посещении тайн Исповеди и Причастия имеется длительная и проходящая через весь документ заметка, написанная рукой священника Стефана Феодоровича Попова, следующего содержания: 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz