Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
приход 2 Александровского благочиния Архангельской епархии, с.Варзуга», И-9 «Приход Церкви во имя Воскресения Христова, Знамения Богоматери и Святых Апостолов Петра и Павла Архангельской и Холмогорской епархии в с. Умба», И-10 «Тетринский Святотроицкий приход 2 Александровского благочиния Архангельской епархии, с. Тетрино», И-120 «Оленицкая Предтеченская церковь Оленицкого прихода Александровского уезда Архангельской губернии». По Кандалакшскому берегу — в фонде И-19 «Приход Церкви во имя Святителя Николая Чудотворца Архангельской и Холмогорской епархии в с.Ковда». По Понойскому приходу, как и по новообразованным «лопарским» приходам, духовных росписей на данный момент обнаружено не было ни в ГАМО, ни в Мурманском областном краеведческом музее (МОКМ). По Кандалакшскому приходу духовные росписи сохранились за 1780, 1781, 1783-1786,1788-1791,1793-1800,1802-1806,1809-1811,1816,1818, 1821,1823, 1824, 1827,1838-1841,1850-1857, 1860-1863,1865,1867,1869, 1871,1872, 1874, 1875, 1877, 1878, 1881-1883, 1885-1888, 1890, 1891, 1898, 1902-1904, 1907-1911 гг. В качестве начальной даты функционирования документа можно принять 1780 г., с которого в данном приходе ведутся духовные росписи. Подтверждение этому находится в ряде клировых ведомостей по Кандалакшскому приходу. Например, в ведомости за 1909 г. сообщается: «духовные росписи имеются все с 1780 г. по 1909 г. включительно» [ГАМО. Ф. И-20. On. 1. Д. 136. Л. 3 об.]. Последней датой составления духовных росписей следует считать 1917 г., когда завершилось ведение подобного рода документов вследствие революционных событий. Из этого следует, что сохранность источника составляет 75 документов из возможных 138, или около 54,3 %. По Кольскому приходу духовные росписи сохранились за 1840-1879, 1881- 1901, 1903-1907, 1909, 1910, 1912, 1916, 1917 гг. И если принимать те же даты, как и по Кандалакшскому приходу, за временные границы функционирования документа, то сохранность составит 71 документ из возможных 138, или около 51,5 %. Таким образом, сохранность источника по Кольскому и Кандалакшскому приходам в обоих случаях немногим больше 51 и 54 %, что несколько затрудняет исследование документов. Однако о структуре и содержании документов вполне можно судить по данному количеству источников. Структура и содержание духовных росписей Духовные росписи состоят из преамбулы, основной части, добавочной ведомости, сводной таблицы и резолюции приходского духовенства, благочинного священника, столоначальника. Преамбула включает в себя данные о том, откуда поступила, кому и когда была дана ведомость (бланк духовной росписи). Содержание ведомости следующее: «Ведомость дана из Архангельской Духовной Консистории в Кандалакшский приход, кемскаго уезда для записи в тысяча девятьсот десятом (1910) году обретающымся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о вытии их в святую четыредесятницу у исповеди и святых тайн причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался»15 [ГАМО. Ф. 20. On. 1. Д. 106. Л. 1 об.]. 15 Здесь и далее при цитировании старая дореволюционная орфография частично изменена. В частности, произведена замена ряда букв: «ять» заменена на «е», «фита» — на «ф», «и (і) десятеричное» на «и», «омега» на «о», «ипсилон» на «и», «юс малый» на «я», «еръ» в конце слов, заканчивающихся на согласные, опущен. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz