Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Данный вид документа называют по-разному: «духовные росписи», «исповедальные» (или «исповедные») росписи/книги/ведомости. В нашей статье этот источник обозначается как «духовные росписи», поскольку на самом документе фигурирует данное название. Это документ ежегодного учета причтом исполнения исповеди и причастия и причин неисполнения «христианского долга». Он составлялся в форме посемейных списков по населенным пунктам. Как отмечает А. В. Спичак, «изначально эти документы, подобно метрическим книгам, преследовали светские практические цели — сбор податей со староверов и штрафов с неисповедавшихся» и «являлись своего рода инструментом контроля над религиозной жизнью населения» [Спичак, 2016а: 141]. Исследователь обращает внимание на то, что как документ духовные росписи являются «ценным историческим источником, свидетельствующим о динамике религиозности населения отдельных приходов, с достаточной полнотой отражают демографические процессы» [Спичак, 2016а: 141]. Среди исследователей нет единого мнения относительно начальной даты составления источника. Так, по мнению Б. Н. Миронова, начальной датой следует считать 1690 г., когда новгородский митрополит Корнилий ввел их с целью выявления старообрядцев и контроля за исполнением исповеди и причастия [Миронов, 1989]. С этой позицией соглашаются В. Н. Асочакова [2009: 97] и А. Б. Постников, который отмечает, что нововведение митрополита Корнилия позже, в 1697 г., было поддержано патриархом Андрианом и царем Петром I в виде приказа о записи тех, кто уклоняется от исповеди. Однако этот приказ не нашел должного исполнения на местах. Впоследствии духовные росписи постепенно вводились в обиход указами 8 февраля 1716 г., 17 февраля 1718 г. и 16 июля 1722 г. [Постников, 2016:24-25] .B.C. Дементьев считаетдатой начала составления источника 1697 г. [Дементьев, 2015: 15]. По мнению А. И. Федорец, первые попытки ввести регистрацию населения — по крещению, венчанию, отпеванию, а также на основе учета исповедовавшихся и причастившихся, уклонистов и старообрядцев — были предприняты еще Собором 1666-1667 гг., но они были осуществлены не тогда, апозже — в 1690и 1697 гг. Автор ссылается на работу Б. Н. Миронова и на указы 1716, 1718, 1720 гг. [Федорец, 2010: 53-54; 2013: 66; 2014: 57-58]. Т. А. Васина считает отправной точкой указ Петра Великого от 17 февраля 1718 г., которым, по ее мнению, было дано начало данному виду документов [Васина, 2009: 20; 2015: 68]. В 1737 г., согласно указу правительства Анны Иоанновны, был унифицирован порядок составления духовных росписей и определены особенности их формуляра, что впоследствии сохранялось практически неизменным вплоть до 1917 г. [Федорец, 2014: 58-59]. Сохранность источника Духовные росписи по Кольскому Северу частично сохранились в фондах Государственного архива Мурманской обл. (ГАМО): фонд И-16 «Кольский Благовещенский Собор Мурманского благочиния Олонецкой епархии, г. Кола» (1775-1935 гг.) и фонд И-20 «Приход Церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи Архангельской и Холмогорской епархии в с. Кандалакша» (1721-1931 гг.). Кроме того, имеются духовные росписи и по некоторым другим приходам Кольского Севера. По Мурманскому берегу — в фонде И-34 «Териберский приход Мурманского округа Олонецкой епархии, с. Териберка». По Терскому берегу — в фондах И-7 «Варзугский Петропавловский приход 2 Александровского благочиния Архангельской епархии, с. Варзуга», И-8 «Варзугский Успенский 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz