Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
2. Рекомендовать всем научным сотрудникам вступить в члены Общества и активно включиться в работу путем разработки двух докладов согласно уставу Общества. 3. Просить РК ВКП /б/ и районное отделение общества дать примерный перечень тематики, интересующей население района и области. 4. Считать необходимым участие сотрудников филиала в распространении научных и политических знаний с помощью районной и областной печати и радио, включить это в план работы ячейки Кольского филиала. Организационно оформление ячейки, несомненно, сказалось на активизации просветительской деятельности, что следует из отчёта КФАН за 1951 г. Если в 1948 г. было прочитано 12 лекций, то в 1951 году — 115 лекций [НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 191-в. Л. 40]. Формы и тематика научно-просветительской работы Первичная ячейка Общества КФАН действовала в соответствии с уставом, по которому просветительская деятельность осуществлялась в трёх формах: лекционная пропаганда, пропаганда в других формах (тематические вечера, вечера вопросов и ответов, беседы, экскурсии) и издательская деятельность. В статье рассматриваются две первые формы, так как издательская деятельность не получила развития. По существу, закрепились, получили развитие и расширились те формы работы, которые использовались и ранее. Лекторская группа Кольского филиала, хотя и организовала работу по распространению политических и научных знаний, как рекомендовал устав Общества, приоритетной сделала пропаганду научных знаний. Успех пропаганды научно-технических знаний и популяризации достижений науки во многом зависел от координации и объединения усилий лекторов КФАН с деятельностью научно-технических обществ, обществ изобретателей и рационализаторов, бюро технической информации. Важная роль отводилась научно-технической секции городской организации Общества, председателем которой являлся научный сотрудник Кольского филиала С. П. Алёхичев. Основной формой научно-просветительской деятельности учёных КФАН стали традиционные лекции, где и происходило непосредственное общение лектора с аудиторией. Постепенное расширение масштабов лекционной деятельности и её тематики было связано с процессами в стране, в самой науке, а также с развитием КФАН СССР. Отчётливо это прослеживается на примере 1950-хх ггг. В конце 1950-х заметно активизировалась работа по пропаганде химических знаний. Причиной явилось то, что Майский (1958 года) пленум ЦК КПСС обязал партийные, советские, профсоюзные и хозяйственные организации развернуть научно-политическую пропаганду химических знаний, организовать распространении передового опыта производства. К этому времени, в 1957 г., в составе Кольского филиала был образован Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья, сотрудники которого на свои лекции о роли химии в природе и промышленности собирали большую аудиторию. Ученых приглашали читать лекции в клубах, красных уголках, иногда и прямо в цехах промышленных предприятий. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz