Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
112-170]. На Западном Мурмане с 1860-х гг. появилось множество колоний, основанных переселенцами-лютеранами. Их не было только на Печенге, где были сильны позиции православной общины Печенгского прихода и восстановленного в 1880-х гг. Трифоно-Печенгского монастыря, а также созданного в 1874 г. прихода в Пазрецком погосте. Лютеранские колонисты (в основном финны) селились также по обоим берегам Кольского залива и на западной оконечности Восточного Мурмана [Орехова, 2008: 250-257; 2009: 112-170]. Кроме того, появилась лютеранская община на реке Ёна, неподалеку от Бабинского погоста, население которого было финским [Немирович-Данченко, 1877; Зайцев, 2016: 159-169]. На протяжении XIX — начала XX вв. продолжался процесс христианизации кольских саамов, который выражался в открытии новых приходов. В клировых ведомостях они назывались «лопарскими приходами», так как этническим большинством населения этих приходов были саамы [Зайцев, 2018: 154-166]. В конце XIX столетия при приходах стали открываться церковно приходские школы [Казакова, 2018а, б]. Из ряда населенных пунктов, входивших в состав Кольского прихода, были созданы следующие приходы. Печенгский «лопарский приход» (1855 г.) включал, помимо Печенгского погоста, еще Пазрецкий и Нявдемский (с 1826 г. его территория находилась в подданстве Норвежского королевства) погосты, которые в 1874 г. выделились в отдельный Пазрецкий «лопарский приход». В Печенгский приход входили также рыболовецкие колонии в западной части Мурманского берега (от Кольского залива до границ с Норвегией), которые в 1902 г. выделились в отдельный Китовский Владимирский приход, включивший в себя как колонии, так и Мотовский погост, но данный приход «лопарским» не назывался. Нотозерский «лопарский приход» (1862 г.), включал в себя Нотозерский и Сонгельский погосты. Ловозерский «лопарский приход» (1862 г.) включал как Ловозерский, так и Лявозерский, Воронинский и Семиостровский погосты (причем Семиостровский и Лявозерский до этого входили в состав Понойского прихода), а также колонии на восточной части Мурманского берега, которые позже выделились в отдельные приходы. Кильдинский «лопарский приход» (1894 г.) включал, помимо Кильдинского погоста, Масельский (Пулозерский) и Разнаволоцкий погосты [Зайцев, 2018]. В Кандалакшском приходе на протяжении всей его истории числились два саамских погоста — Бабинский и Екостровский, но в отдельный приход они так никогда и не были выделены. В Понойском приходе числились Иокангский, Лумбовский, Каменский и Куроптевский погосты, а также до 1862 г. вышеупомянутые Семиостровский и Лявозерский прогосты. В 1917 г. был создан Иокангский «лопарский приход» из одноименного погоста. Исследования и вопрос о датировке источника О духовных росписях как историческом источнике существует ряд работ. Это исследования по истории развития церковного учета населения в разных регионах России: в Москве [Щербачев, 2003; Федорец, 2010; 2013; 2014], в Санкт- Петербурге [Варламова, 1988; Маркова, 2007], в Тобольской епархии XVIII — начала XX вв. [Спичак, 2016а, б], в Пскове [Постников, 2016], в Вятском крае на рубеже XVIII — XIX вв. [Пентин, 2007], в Хакасско-Минусинском крае [Асочакова, 2009], в Удмуртии [Васина, 2009; 2015], а также по России в целом [Миронов, 1989; Дементьев, 2015]. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz