Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

АСПИРАНТСКИЕ ТЕТРАДИ POSTGRADUATE NOTEBOOKS DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.157-168 УДК39(=511.1)"VIIl/IX"470 О. А. Зайцев ДУХОВНЫЕ РОСПИСИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ В СРЕДЕ КОЛЬСКИХ СААМИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Аннотация В статье рассматриваются духовные росписи XIX — начала XX вв. как источник по истории христианизации кольских саами и как вид массовых источников церковно-приходского учета населения. По мнению автора, данный источник позволяет прояснить динамику этноконфессиональной ситуации и характер религиозности населения приходов, в том числе «лопарских». Определяется степень сохранности источника изучаемого периода по Кольскому Северу, его информационные возможности. Описана структура духовных росписей. На материале данного источника автор предпринимает попытку определить этноконфессиональную ситуацию и в местах компактного проживания саамов на примере Бабинского и Екостровского погостов в начале XX в. Ключевые слова: духовные росписи, польские саамы, источники, приход. Oleg A. Zaitsev CHURCH “SPIRITUAL PAINTINGS” AS A SOURCE ON THE HISTORY OF ETHNO-RELIGIOUS PROCESSES AMONG THE KOLA SAMI IN THE 19-TH — EARLY 20-TH CENTURIES Abstract The article deals with spiritual paintings as a source on the history of Christianization of the Kola Sami and as a type of mass sources of parish records of the population. According to the author, this source allows us to clarify the dynamics of the ethno- confessional situation and the nature of the religiosity of the population of parishesin General and the Sami in particular. The degree of preservation of the source of the studied period in the Kola North, its information capabilities is determined. The structure of spiritual paintings is described. On the material of this source, the author attempts to determine the ethno-confessional situation in the places of compact residence of the Sami on the example of Babinsky and Ekostrovsky churchyards in the early XX century. Keywords: spiritual paintings, Kola Saami, the sources, the arrival. Введение Усиление православной миссии на Кольском Севере совпало с началом колонизации Мурманского берега в 1860-х гг. Оно стало своего рода ответом на образование в западной части Мурманского берега лютеранской общины, которую составили выходцы из Финляндии и Норвегии (норвежцы, финны, фильманы — норвежские саамы-лютеране), а также связано с расселением финнов в становищах на восточной части Мурманского берега [Орехова, 2009: 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz