Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

заведений. Так, во время ревизии 1833 г. было отмечено, что в олонецких училищах форменная одежда воспитанников «в материи цвета и покрой одежды почти весь не соблюдаем никакого однообразия. Нанковые сюртуки у немногих. Спальные приборы разнообразны, у некоторых безобразны» [РГИА. Ф. 802. On. 1. Д. 7322. Л. 15 об.]. Недостаточное финансирование духовно-учебных заведений не давало также возможности обеспечить питомцев необходимыми спальными принадлежностями. В 1855 г. по этому поводу ректор Феофан (Говоров) писал архиепископу Аркадию: «Белье, простыни и наволочки — все из довольно грубого полотна, одеяла строятся из сукна — и наличные старые и на вид очень скудны. Хотелось бы белье, простыни и наволочки построить из лучшего холста — по крайней мере это необходимо для наволочек, кои это во всех училищах — или хотя из того же сукна, но построить новые» [Переписка..., 1894: 71]. Подобные проблемы были повсеместны. Например, в Пермской духовной семинарии многие из своекоштных и полукоштных учеников носили одежду «весьма разнообразную из разных материй, различных цветов и покроев, тогда так в духовно-учебном заведении воспитанники должны носить одежду единообразную и приличную духовному званию» [Образование..., 2016: 46-47]. Правление Пермской духовной семинарии в январе 1860 г. с разрешения преосвященного Иринея приняло решение: обязать всех своекоштных и полукоштных учеников семинарии и духовных училищ носить одежду единообразную, «примеряясь к одежде полнокоштных учеников, именно для зимнего употребления, — суконный сюртук из темно-синего или, по крайней мере, темного цвета сукна, с таким же воротником, ниже колена на два вершка, и брюки из такого же сукна; верхнюю одежду должны составлять тулуп, покрытый темным сукном или темной материей, или пальто такой же материи и цвета; для летнего употребления сюртук и брюки, из темно-серой нанки или подобной материи, такой же длины и покроя, как указанных учеников; фуражка должна быть из темного сукна, как тех же полнокоштных учеников» [Образование..., 2016: 46-47]. Правление через Пермскую духовную консисторию обратилось ко всем родителям учащихся духовных школ, чтобы они шили для детей единообразную одежду. Таким образом, в свете реализации реформы духовно-учебных заведений 1814 г. усиливается воспитательная работа с учащимися. Особенностями правового и социального статуса учащихся духовно-учебных заведений в дореформенное время являлись строгая регламентация и контроль не только за школьной, но и за внешкольной жизнью. Положения уставов духовных семинарий и духовных училищ 1814 г. закрепляли традицию замкнутости духовного сословия. Воспитанники находились под постоянным контролем ректора, инспектора, учителей. Отсутствие у воспитанников права самостоятельного определения дальнейшего пути после окончания духовных школ оказывало негативное влияние на дальнейшее развитие российского духовного образования. В духовно-учебных заведениях сохранялись многочисленные нарушения дисциплины. Случаи нетрезвости, курения, воровства и другие подобные факты негативного поведения были частым явлением среди учащихся. К середине XIX в. в российских духовно-учебных заведениях назрели серьезные проблемы. Только новая реформа духовного образования могла изменить социальный статус воспитанников духовных 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz