Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
и И. Сермягин окончили Олонецкую семинарию в 1835 г., а находились в ней до 1836 г. Иван Агафонов «слушал богословские уроки», а потом был назначен учителем в Свирское приходское духовное училище. Иван Сермягин после безвозмездного исправления учительской должности во II классе Петрозаводского приходского училища стал штатным преподавателем этого же училища. В 1843/1844 учебном году при семинарии находились три приватных ученика. Такие обстоятельства затрудняли деятельность преподавателей, которые должны были преподавать одновременно окончившим и действительным ученикам. Относительно внешнего вида учащихся учебно-духовных заведений необходимо сказать, что по Уставу духовных семинарий 1814 г. каждый казеннокоштный семинарист должен был получить набор казенной одежды в следующем составе: парадный казакин (для публичных диспутов, экзаменов, праздников) из синего сукна на синей крашенине на три года, халат тиковый на один год, камзол затрапезный, овчинная шуба на три года, кушак и шляпа на год, пара сапог новых, пара головок и две подметки на год, две пары чулок шерстяных и одна пара нитяных, две рубашки, двое портков, две косынки — на один год; для постели давался обшитый холстом войлок из коровьей шерсти и пестрядинное стеганое на пакле и подбитое холстом одеяло. В действительности же данные требования не выполнялись, а Устав в этом отношении делал значительные уступки. В случае невозможности по дороговизне «изготовить все сие на штатную сумму, платье делается токмо тем ученикам, которые имеют высшую степень бедности», — говорилось в Примечании № 2 к Уставу. Ученики, принятые на казенное содержание, имеющие свою одежду, употребляли ее «доколе окажется нужда в казенном». Преимущество получения новых вещей имели питомцы, «отличные по благонравию и успехам», а нарушителям дисциплины и неуспевающим учащимся «могут быть выдаваемы поношенные, отобранные у окончивших курс учеников или по прошествии срока употребления оных, исправленных пошивкою» [Устав Духовных семинарий, 1830: 973-974]. Казенное обмундирование достаточно быстро приходило в негодность, в целях экономии его не выбрасывали и, как правило, донашивали до дыр, передавали из рук в руки «по наследству» младшим воспитанникам, постепенно превращаясь в лохмотья. Здесь следует отметить, что Устав не оговаривал фасон школьной формы, а именно: количество пуговиц, дизайн рубашек, воротников и т. д., что влекло за собой разный пошив формы для казенно- и своекоштных учащихся. Особенной проблемой явились финансовые трудности в приобретении зимней одежды. Училищное начальство и родители старались всяческими способами удешевить покупку одежды для детей, отступая от положений Устава. Как отметил Платон (Городецкий) в ревизии Олонецкой семинарии в 1833 г., «фризовые шинели, которые семинарским правлением по нужде, отступая от штатного расписания одежды, для казеннокоштных учеников устроили им на зиму, не могут предохранить их от простуды в суровом климате Петрозаводска» [РГИА. Ф. 802. On. 1. Д. 7322. Л. 12 об.]. Многие своекоштные ученики духовных училищ приобрести на свои деньги такое количество необходимого белья не имели возможности. Они ходили в школу в своей одежде, чаще всего ветхой и старой. Ревизоры в своих отчетах сообщали о неопрятности внешнего вида учащихся олонецких духовных учебных 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz