Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Семинаристы второго разряда имели право поступить в медико­ хирургическую академию, быть священниками в церквах третьего разряда, преподавателями приходских духовных училищ. Те, кому присваивался третий разряд, поступали на службу священниками или дьяконами в церковь четвертого разряда. Они могли рассчитывать лишь на удаленные приходы или псаломщические места. Выпускники второго и третьего разрядов в дальнейшем могли пройти переэкзаменовку и повысить свой статус. Выпускники уездных училищ получали свидетельства, которые давали им право поступить в семинарию. «Безуспешные» дети со свидетельствами могли рассчитывать лишь на определение в дьяконы, без свидетельств же — в пономари и другие низшие церковные должности. Неуспевающие оставались на повторное обучение или отчислялись на службу в епархиальное ведомство. Свидетельство об окончании приходских училищ давало «успешным» выпускникам право поступить в уездное духовное училище, «безуспешным» — на должности дьячков и пономарей. Отсутствие свидетельств лишало детей возможности находиться в духовном ведомстве. В духовные училища и на церковные должности они не допускались. Несомненно, такие условия повлияли на повышение степени образования среди духовенства. Отметим, что при характеристике ученика в первую очередь обращалось внимание на его благонравие, а затем на успеваемость. Все учащиеся духовно-учебных заведений должны были проживать в специально устроенных общежитиях, где жизнь духовного юношества находилась под контролем училищного начальства. Однако многие олонецкие духовно-учебные заведения в дореформенное время отдельных общежитий не имели и расселяли своих воспитанников по наемным квартирам. В плату за жилье входило питание, которое должны были обеспечивать хозяева. Квартиры губернского и уездных городов Олонецкого края не представляли особенного разнообразия. Помещения предлагали прежде всего люди своего же круга: вдовы духовных, дьячки и причетники церквей, обслуживающий персонал духовных школ, то есть люди очень скромного достатка, которые, естественно, не могли создать ученикам необходимые условия для учебы и отдыха. Нередко они за определенную мзду заключали соглашение с инспектором или смотрителем, чтобы те «рекомендовали» подопечным и их родителям снимать именно эти, а не другие квартиры. Чаще всего съемные квартиры находились далеко от учебных заведений, и ученикам приходилось каждый день добираться на места учебы, несмотря на плохую погоду и бездорожье. Иногда проблемными были сдававшие жилье хозяева: они плохо кормили квартировавшихся учащихся или вели аморальный образ жизни, оказывая плохое влияние на постояльцев. Так, мальчики восьми-девяти лет попадали в неблагоприятные условия жизни. В 1811 г. ревизор А. Минюшский отметил несоответствие квартир учащихся олонецких духовных училищ статьям уставов. «Малая только часть учеников живут по 5, а прочие по двое и поодиночке, — писал в отчете А. Минюшский. — Причиной тому, что достаточные граждане квартир в наем не отдают, а у бедных лишних комнат нет» [РГИА. Ф. 802. On. 1. Д. 501. Л. 115 об.]. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz