Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
Так духовные училища и семинарии стали основной базой подготовки будущих учителей для начальных учебных заведений в российской провинции. Семинаристы, окончившие полный курс учения в семинариях и имеющие аттестаты «в совершенном знании русского языка, по правилам грамматики, риторики и других науках», предпочитали начать государственную службу, в том числе учительскую карьеру [Об определении в статскую службу..., 1830: 702- 703]. По причине продолжающегося отсутствия педагогических кадров в светских школах в 1815 г. было разрешено принимать в государственную службу, в том числе и в учебное ведомство, семинаристов, не закончивших обучения [О не изъятии из общих правил..., 1864: 763-766]. Это было связано со стремлением молодых представителей духовного сословия к получению чинов, которое было невозможно на церковной службе [Жуковская, Калинина, 2011, 2014; Жуковская, Казакова, 2018]. Таким образом, выход из духовного звания был чрезвычайно затруднен. Для удержания детей духовенства в Духовном ведомстве в некоторых семинариях с выпускников брали подписку о немедленном поступлении в священники. Как отметил Б. В. Титлинов, «при таких стеснениях выхода в светскую службу, количество увольняемых из Духовного ведомства в гражданское было весьма незначительно <...>. Ученики семинарии, желая выйти в гражданскую службу, старались быть исключенными из семинарии за плохое поведение, так как таковых легче отпускали из Духовного ведомства» [Титлинов, 1908: 253-254]. Социальный статус воспитанников Процесс обучения детей священнослужителей (духовное приходское училище — духовное уездное училище — духовная семинария) продолжался до 12-13 лет. При этом для многих учащихся семинарская ступень обучения становилась завершающей. Немногие учащиеся, даже успешные семинаристы, имели возможность поступить в духовную академию. У одних не было финансовых средств, у других для обучения в высшей школе не было способностей, третьи стремились поступить на службу в церковные приходы и начать самостоятельную жизнь. Приходские и уездные духовные училища получили название «бурса», соответственно их учеников называли «бурсаками». Воспитанники семинарии (семинаристы) во время обучения также имели свои наименования в соответствии преподавания главных предметов в учебном курсе семинарии. Учеников низшего отделения, где основными предметами являлись словесность и риторика, называли риторами, среднего, где больше учебного времени уделялось философии, — философами, а воспитанников высшего отделения — богословами. В народе учащихся всех духовно-учебных заведений чаще всего звали семинаристами. Учащиеся семинарий по степени успеваемости подразделялись на три разряда в зависимости от успеваемости и поведения. Лучшие семинаристы — перворазрядники — могли продолжить свое образование в высших учебных заведениях, после рукоположения стать священниками или занять учительские должности в низших духовно-учебных заведениях. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz