Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Процедура увольнения учащихся из духовного училища (даже по собственному желанию) затягивалась на несколько лет. Ученические заявления подавались на имя смотрителей духовных училищ или ректора семинарии, далее их рассматривали: на заседаниях училищного и семинарского правлений — епархиальными архиереями в епархии — в правлении Духовной академии — Комиссией духовных училищ — Святейшим синодом. В этот список учреждений добавлялась еще и губернская врачебная управа, которая давала заключение о действительной болезни учащихся в случае указанной в заявлении причины увольнения «по болезненным припадкам». И чаще всего прошения учащихся не получали положительного решения Синода. В Национальном архиве Республики Карелия сохранились заявления учащихся олонецких духовных училищ об увольнении по собственному желанию в адрес смотрителей духовных училищ в 1809-1811 гг. [НА РК. Ф. 25. Оп. 18. Д. 4/69. Л. 1-5]. Однако на все эти заявления правление Новгородской семинарии ответило отказом и направило в духовные приходские училища распоряжение о возможности исключения «порочных учеников» только с утверждения епархиального архиерея [НА РК. Ф. 25. Оп. 18. Д. 4/69. Л. 1, 2]. В качестве мер прекращения практики увольнения из духовных школ Комиссия духовных училищ в 1815 г. запретила определять к служительским должностям исключенных из семинарии учащихся до окончания учебного года [РГИА. Ф. 802. On. 1. Д. 1498. Л. 1-5]. Таким образом, до введения нового Устава 1867 г. каждый воспитанник духовной школы, желавший покинуть духовное сословие, должен был получить разрешение не только от училищной, но от высшей духовной власти. Единственный более свободный выход из духовного звания открывался тем духовным воспитанникам, которые поступали с разрешения начальства в светские учебные заведения. Например, воспитанников семинарий посылали в Петербургскую и Московскую медико-хирургические академии или в Педагогический институт в Санкт-Петербурге. Путь семинаристов «в учителя» шел по двум направлениям. Первый путь: духовная семинария — университет — школа. По «Уставу Духовных семинарий» (1814) лучшим семинаристам присваивался первый разряд: они получали звание «студент» и могли продолжить свое образование в духовных академиях или стать священниками церкви второго разряда, преподавателями в епархиальных духовных училищах, а также получали право поступления в университет [Устав Духовных семинарий, 1830: 958]. Многие выходцы из духовного сословия после окончания семинарий обучались в университете, а затем работали в губернских гимназиях подведомственного учебного округа. Например, в первой трети XIX в. в светских школах Олонецкой губернии работали воспитанники духовных семинарий: Тверской — П. А. Лопатинский, М. А. Колосов, И. Ф. Яконовский; Ярославской — А. М. Протопопов; Владимирской — И. Д. Егорьевский; Костромской — М. Д. Беликов; Калужской — Г. И. Милованов и др. Второй путь: духовная семинария — школа. Одной из особенностей семинарий начала XIX в. являлась подготовка своих воспитанников к учительским должностям для светских училищ. Еще в 1808 г. в законодательном акте «О усовершении Духовных училищ; о начертании правил об образовании сих училищ и о составлении капитала на содержание духовенства» предусматривалась подготовка в духовных учебных заведениях педагогов для светских школ [О усовершении Духовных училищ..., 1830: 368-393]. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz