Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
Повиновение являлось лучшим средством для укрепления основ христианской нравственности. В ревизорских отчетах особая глава посвящалась «Нравственной части», где проверяющие отмечали все положительные и негативные стороны воспитательной работы, делая акцент на покорности и благочестии. Так, в отчете о ревизии Олонецкой духовной семинарии иеромонаха Макария в 1844 г. в данном разделе отмечалось: «Поведение воспитанников хорошее и даже в отличном состоянии духовное повиновение начальствам, скромности, взаимной любви и благочестии» [ЦГИА СПб. Ф. 277. On. 1. Д. 2037. Л. 16]. Согласно школьным уставам, каждый день учащихся был расписан по часам («доброе распределение времени»): в установленное время они читали молитвы, ходили на уроки, посещали церковь, питались и отдыхали. Так изо дня в день протекала монотонная ученическая жизнь, некоторые разнообразия позволялись в праздничные дни. В свободное время учащиеся читали книги, разрешенные начальством, пели духовные песни. В нравственном отношении духовного юношества ученическая праздность считалась главным пороком, поэтому училищные власти старались занять каждую свободную минуту воспитанников каким-либо делом. Все ученики регулярно посещали церковь и принимали участие в богослужениях. Здесь следует отметить, что в дореформенное время во многих зданиях духовных школ церкви отсутствовали, поэтому службы совершались в кафедральных соборах, находящихся в центре города. Многие же учащиеся проживали в квартирах на городских окраинах и тратили значительное время на дорогу к храму. Службы производились не только в послеурочное время до позднего вечера, но и рано утром. По сообщениям ректоров семинарий, воспитанники на утренние литургии приходили в церковь к 4 часам утра. Такой распорядок усложнял жизнь 12-14-летних подростков. Часть из них, несмотря на отдаленность квартир, исправно приходили в церковь и «охотно занимались на клиросе чтением и пением церковным, заблаговременно привыкали к труду и бдению каких требует от них пастырская служба в сельских приходах. В церкви стояли до самого окончания богослужения чинно и благоговейно» [РГИА. Ф. 802. Оп. 6. Д. 15987. Л. 1об.], другие — опаздывали, пропускали службы, за что сурово наказывались училищным начальством. Замкнутость духовного сословия Оценивая значимость воспитательной работы в духовных школах, следует особо подчеркнуть сословную замкнутость российского духовенства: доступ к поступлению в духовную школу для других слоев общества был ограничен. Дети священнослужителей с 6-8-летнего возраста должны были обучаться только в Духовном училищном ведомстве. С 1809 г. прохождение низшей школы стало обязательным для всех сыновей клириков. Таким образом, все дети духовенства поставлены были «в положение некоторого рода духовных кантонистов, обязанных духовной службой, и должны были с детства обязательно приготовляться к занятию духовных должностей» [Знаменский, 1878: 29]. Тем не менее многие учащиеся духовно-учебных заведений стремились окончить учение раньше срока, уйти из школы и перейти на гражданскую службу. Духовное ведомство ограничивало этот переход, сохраняя кастовость духовного сословия. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz