Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
The author analyzes the main trends in changing the social and cultural portrait of schoolchildren at different levels, examines the daily life of students, showing positive and negative aspects of its organization. Previously unpublished sources are introduced into scientific circulation. Keywords: theological education, theological seminary, religious school, seminarians, bursa, history of everyday life. Правовое положение учащихся духовных школ Правовое положение воспитанников российских духовно-учебных заведений в первой половине XIX в. закреплялось уставами духовных семинарий и духовных училищ 1814 г., которые уделяли особое внимание нравственному управлению, конкретизировали способы воспитательного воздействия, а также внутренний распорядок их жизни. Духовные школы были не только учебными, но и воспитательными заведениями. При этом воспитательная задача духовных училищ была всегда более важной и состояла в утверждении и распространении истинного благочестия и воспитания просвещенных служителей слова Божьего. Распорядок дня в духовно-учебных заведениях, установленный законодательными актами начала XIX в., был направлен на умственное и нравственное развитие личности. Однако он не учитывал возрастных и психологических особенностей учащихся. Строгий контроль и жесткая регламентация как в школе, так и за пределами стен учебных заведений, полное повиновение старшим, училищному начальству, а также формирование системы запретов — вот основные характеристики положения воспитанников духовных семинарий и училищ. Изучение истории российской духовной школы невозможно без обращения к теме о положении учащихся как неотъемлемых элементах школьной системы. В последнее время исследователи обращаются к освещению проблем повседневной жизни учащихся духовно-учебных заведений [Авдеева. 2104; Леонтьева, 2001; Заварзина, 2008; Сушко, 2010]. Однако в работах по истории духовного православного образования историками уделяется больше внимания сюжетам второй половины XIX — начала XX вв. Современными историками практики повседневности духовных школ в дореформенное время чаще всего рассматриваются фрагментарно, в контексте общих итогов по развитию образования в изучаемый период. Уставы духовных семинарий и духовных училищ 1814 г. определяли правовую основу деятельности духовных школ. Главной задачей воспитательной работы составляли внушение страха Божьего, повиновение, «доброе употребление времени» и непрерывная деятельность. Страх Божий, указывалось в уставах, «должен быть вверяем не словами только, коих частое повторение делается бесплодным, но наипаче утверждением и распространением между юношами здравых понятий о непрерывности отношений наших к Богу и о действиях промысла его на все мгновения жизни; понятия сии должны наипаче быть укрепляемы примером и богобоязненностью наставников и смотрителей» [Устав Духовных приходских училищ, 1830; Устав Духовных семинарий, 1830; Устав Духовных уездных училищ, 1830]. Особое внимание уделялось воспитанию благочестия, чтению молитв, уклонение от которых считалось «худшим злом», чем пропуски уроков. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz