Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

ГПИ не был подведомственен попечителю учебного округа, Г. А.Щербатов обещал похлопотать. Н. А. Добролюбов в конечном итоге был оставлен после окончания ГПИ в Петербурге, хотя не известно, помог ему Г. А. Щербатов или какие-либо другие лица. В «Кратком историческом обозрении...» истории ГПИ содержится информация, что Добролюбов после окончания института был определен в Санкт-Петербург «домашним наставником» [Краткое историческое..., 1859: 48]. Этот случай, когда студенту готов был помочь попечитель учебного округа представляется неординарным. Едва ли у других выпускников ГПИ была возможность прибегнуть к влиятельным покровителям. Студенты ГПИ, в соответствии с его уставом, занимали также места преподавателей и в высших учебных заведениях страны. По тем или иным причинам не отправленные за границу, но способнейшие студенты отправлялись на вакантные должности в университеты или оставались в ГПИ, где осуществлялась их подготовка к испытанию на высшие ученые степени. Небольшая часть выпускников ГПИ назначалась на должности комнатных надзирателей или инспекторов учебных заведений. Из 682 питомцев, окончивших ГПИ за годы его существования, 43 поступили в высшие учебные заведения, 377 — в средние, 262 — в низшие [Краткое историческое..., 1859: 17]. География распределения их была довольно обширна: питомцы ГПИ отправлялись на учительскую службу в том числе в Архангельскую, Олонецкую и Вологодскую губернии; 11 выпускников пополнили преподавательский состав трех губернских гимназий данных губерний [Калинина, 2017: 582]. Заметим, что лишь 52 % питомцев института окончили его полный курс, остальные же исключались из ГПИ до окончания полного курса, поскольку не набрали нужного количества баллов для продолжения обучения. Это говорит о том, что уже на этапе обучения отсеивалась менее способная к усвоению наук и, следовательно, менее пригодная к педагогической службе часть студентов и воспитанников. Можно говорить также и о складывании иерархии должностей, на которые мог претендовать питомец ГПИ в зависимости от того, в течение какого времени он учился в институте и насколько упорно: учитель приходского/уездного училища — младший учитель гимназии — старший учитель гимназии — преподаватель высшего учебного заведения. Список сокращений ГПИ — Главный педагогический институт. РГИА — Российский государственный исторический архив. Список источников РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 1. РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 37. РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 38. РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 69. РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 110. РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 148. РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 196. РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 219. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz