Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
2. Кавказский — учрежден в 1849 году с целью приготовления кавказских воспитанников к педагогической службе по Кавказскому учебному округу. 3. Варшавский — создан в 1851 г. для приготовления пансионеров Царства Польского в преподаватели русского языка и истории по Варшавскому учебному округу. 4. Санкт-Петербургский — образован в 1850 г. Поводом для его создания послужило постановление Министерства народного просвещения от 26 января 1850 г., которое гласило, что прием в Педагогический институт при Петербургском университете прекращался, а сумма, определенная на содержание воспитанников этого института, передавалась в Главный педагогический институт, куда отныне и должны были определяться воспитанники. Единственное отличие в положении студентов этого отделения от остальных студентов ГПИ состояло в том, что после его окончания они поступали на службу в какое-либо учебное заведение Санкт-Петербургского учебного округа [Сборник постановлений..., 1876: 1134-1135]. В феврале 1848 г. министр народного просвещения С. С. Уваров испрашивал у императора соизволения употреблять воспитанников ГПИ на службу по военно-учебным заведениям. Император оставил резолюцию: «Согласен, пора подумать, нельзя ли ими заменить домашних наставников французов, швейцарцев и немцев, до которых я больно не охотник» [РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 196. Л. 2]. Подобный отзыв императора можно объяснить нарастающим недоверием к представителям европейских государств как к возможному источнику заражения российской молодежи вредными идеями, учитывая начавшуюся в 1848 г. волну европейских революций. На вопрос о том, может ли институт готовить домашних наставников, директор ГПИ отвечал, ссылаясь на совещание в конференции института: «От полного систематического приготовления домашних наставников ожидать можно благотворной пользы для родителей, живущих в отдалении от столицы и тех городов, в которых находятся университеты и гимназии. Домашние наставники будут в состоянии приготовлять юношей к поступлению в гимназии и университеты по лучшим методам и руководствам, принятым в казенных учебных заведениях» [РГИА. Ф. 733. Оп. 93. Д. 196. Л. 7, 7 об.]. Таким образом, в 1848 г. в институте было образовано специальное отделение с полным курсом обучения, которое приготовляло домашних наставников (около 20 человек). Не все студенты горели желанием служить после окончания ГПИ восемь лет в одном из учебных заведений Министерства народного просвещения. И тогда в дело включались разнообразные связи и знакомства (если они, конечно, имелись). Известный литературный критик Н. А. Добролюбов, будучи еще студентом ГПИ, стал сотрудником журнала «Воспитание» и обратился к издателю данного журнала А. А. Чумикову с просьбой поспособствовать оставлению его после окончания обучения в Петербурге. Вот как сам А. А. Чумиков излагает этот эпизод: «Когда Добролюбов сообщил мне о предстоящей ему участи заглохнуть в каком-либо провинциальном городишке, то я обратился к попечителю уч[ебного] округа, кн. Г. А. Щербатову, покровительствовавшего моему изданию, с просьбой, не может ли он, если не имеется вакансии в Спб. гимназиях, хотя прикомандировать к одной из них Добролюбова, так как иначе я потерял бы в нем очень полезного сотрудника» [Чумиков, 1894: 428]. При этом А. А. Чумиков отмечает, что, несмотря на то, что 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz