Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
и учебные книги, полученные во время обучения [Сборник постановлений, 18756: 180]. Таким образом, институтское начальство оказывало не только содействие в трудоустройстве студентов, но и материальную помощь при их переезде на место службы. За все время своей деятельности ГПИ осуществил две массовые командировки студентов за границу с научной целью — в 1836 и 1842/1843 гг. Всего «в чужие край» был отправлен 21 студент, большинство из них впоследствии преподавали в университетах империи, стали профессорами, то есть вполне оправдали цель своей командировки [Курылев, 2019: 333]. Но в конце 1840-х гг. в связи с обострившейся международной обстановкой заграничные командировки студентов ГПИ прекратились, и средства на них не выделялись. Количество же студентов и воспитанников ГПИ, которые заняли места старших учителей гимназий или были определены на низшие должности, составило 682 человека [Краткое историческое..., 1859: 72], не считая тех, кто был переведен из института при его закрытии в 1859 г. студентами в университеты. До 1849 г. полный курс обучения в ГПИ составлял шесть лет (два года длился предварительный курс, три года — окончательный курс, один год — курс педагогии). В предварительном курсе осуществлялась подготовка воспитанников к слушанию высших наук в окончательном курсе, а звание студента воспитанник получал только при переходе из предварительного в окончательный курс. Если по той или иной причине воспитанник ГПИ не удостаивался звания студента после двух лет обучения, его отправляли на вакансию учителя в одно из уездных училищ (и далеко не всегда это училище находилось в том учебном округе, откуда приехал воспитанник). В 1849 г. система немного изменилась. По учебной части ГПИ приблизился к университетам, поскольку воспитанников в предварительный курс принимать перестали, институтский курс был ограничен четырьмя годами (младший и старший курсы). В 1854 г. в институте утвердилась четырехгодичная курсовая система (как в университетах). Первые два курса сохранили характер общего факультетского образования, последние же два курса носили характер специальных. При этом студентов, которые не были удостоены перевода с 1-го на 2-й или со 2-го на 3-й курс, положено было назначать уездными учителями; переведенных с 3-го на 4-й курс — младшими учителями гимназий. Только студентов, окончивших полный четырехлетний курс обучения, определяли старшими учителями гимназий [Краткое историческое..., 1859: 10-14]. При поступлении в ГПИ воспитанники давали подписку в том что по окончании учебного заведения они обязуются отслужить восемь лет по ведомству Министерства народного просвещения. Для поступающих это обстоятельство делало гораздо более привлекательным обучение в Санкт- Петербургском университете, нежели в ГПИ, поскольку срок обязательной службы для выпускников университета из казеннокоштных студентов составлял всего шесть лет. Однако не все поступившие в ГПИ были способны к обучению. Уже в конце 1831 г. (т. е. после двух лет обучения первого набора в предварительном курсе) к увольнению из института были рекомендованы 14 воспитанников, которые, по мнению институтского начальства, не были достойны звания студентов. Этих воспитанников было решено исключить из института и назначить учителями уездных училищ. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz