Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

семейства, где я пребывал (а он был «губернский секретарь» по чину, а по должности смотритель лазарета), написать извещение в институт, что я-де захворал. <... > И так я прожил здесь целую неделю <... > Возвращаясь в институт, я узнал, что разрешения от директора на бывалый отпуск в день 17-го сентября не последовало, и я поник всем сердцем своим <... > Увидя меня, директор сказал: «Вы теперь все потеряли» ... и продолжал ходить, а я — стоять. <... > Я был ни жив ни мертв. Слова «вы теперь все потеряли» меня потрясли (я был на старшем курсе и учился последний год в институте) <...> Всю ночь я не спал и все думал, что делать<... > В пять часов утра я встал. Написал директору покаянное письмо, где, ничего не скрывая, поведал ему все, что я делал эту неделю и просил прощения<...> После утреннего завтрака <...> явился я в квартиру директора с письмом своим <...>. Никто мне о моем проступке не напоминал потом — ни директор, ни инспектор, ни старший надзиратель, ни гувернер <. ..> Я ждал грозной расправы, а вышла полная Божья милость <...> Таким человеком был наш директор, Ив. Ив. Давыдов» [Один из птенцов Института..., 1904: 71]. Возможно, этому студенту помогло написание покаянного письма, но факт того, что директор института своими решениями мог корректировать правовые нормы учебного заведения, очевиден, поскольку, если следовать уставу ГПИ, студента ждало суровое наказание [Сборник постановлений..., 18756: 174]. Здесь же даже не последовало выговора ни от директора, ни от инспектора. Система распределения воспитанников и студентов Главного педагогического института Большинство студентов ГПИ приготовлялось к занятию должностей старших учителей гимназий (высших в школьной иерархии). За полгода до окончания курсов наук конференция института должна была предоставить список кандидатов на вакансии старших учителей гимназий. Министр народного просвещения сообщал о числе студентов попечителям учебных округов, а те, в свою очередь, должны были предоставить информацию о вакантных местах в училищах. При этом выпускника института могли определить и на «низшие» учительские должности, но при самом удобном случае он должен был занять вакансию старшего учителя. Между должностями старшего и младшего учителя существовала разница в соответствующих им чинах по Табели о рангах. Так, окончившие ГПИ, как и окончившие университет со степенью кандидата студенты, определенные старшими учителями, получали чин XII класса. XIV классный чин приобретали те воспитанники, которые занимали места младших учителей [Жуковская, Казакова, 2018: 219]. Те студенты, которые по своим успехам были равны с отправленными за границу, но по тем или иным причинам не были отправлены в научную командировку, занимали должности адъюнктов в университетах империи при условии наличия вакантных мест. Студенты, которые вообще не были никуда распределены, оставались при институте и должны были выполнять «разные поручения начальства»; при этом они получали жалованье по назначенному званию (т. е. столько же, сколько старшие учителя гимназий). Устав ГПИ предусматривал, что «студенты, отправленные к должности, получают прогонные деньги и, сверх того, не в зачет третное жалованье». Также всем выпускникам института разрешалось оставить при себе казенную одежду 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz