Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.130-143 УДК378 94 (47) С. А. Курылев, Т. Н. Жуковская ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1828-1859): ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ Аннотация Статья рассматривает цели учреждения и особенности административного устройства Главного педагогического института (ГПИ), который, с одной стороны, был связан нитями преемственности с первым Главным педагогическим институтом (1817-1819), а с другой — более двадцати лет располагался в одном здании с Петербургским университетом и имел общий с ним состав профессоров. Авторы показывают особенности комплектования и социального состава учащихся ГПИ, специфику режима обучения, его эффективность, карьерные перспективы для выпускников. Делается вывод о том, что для учащихся, выходцев из духовной среды, педагогическое образование было мощным социальным лифтом, позволявшим выстроить успешную учительскую или даже профессорскую карьеру. Исследование построено в основном на архивных материалах фондов Министерства народного просвещения. Ключевые слова: Гпавный педагогический институт, Министерство народного просвещения, история педагогического образования, учительская служба, студенты, И. И. Давыдов. Sergey. A. Kuryliov, Tatyana N. Zhukovskaya MAIN PEDAGOGICAL INSTITUTE (1828-1859): PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND SOCIAL HISTORY Abstract The article considers the objectives of the establishment and features of the administrative structure of the Main pedagogical Institute (MPI), which, on the one hand, was connected by threads of continuity with the first Main pedagogical Institute (1817— 1819), and on the other - more than twenty years was located in the same building with St. Petersburg University and had a common composition of professors. The authors show the features of recruitment and social composition of students of MPI, the specifics of the training regime, its effectiveness, career prospects for graduates. It is concluded that for students coming from the clergy, pedagogical education was a powerful social elevator that allowed to build a successful teacher or even professorial career. The study is based mainly on archival materials of the funds of the Ministry of public education. Keywords: Main pedagogical Institute, Ministry of public education, history ofpedagogical education, teachers' service, students, 1.1. Davydov. В 1804 г. в Санкт-Петербурге был открыт Педагогический институт, который в 1816 г. был преобразован в Главный педагогический институт. В 1819 г. ГПИ, полностью сохраняя свое административное устройство и штат, фактически был переименован в Санкт-Петербургский университет. Некоторое время он следовал установке своего предшественника на подготовку педагогов: учителей для гимназий и профессоров для университетов. 30 сентября 1828 г. в Петербурге вновь был учрежден Главный педагогический институт, успешно действовавший более 30 лет до своего окончательного закрытия в 1859 г. В целом, второй ГПИ (1828-1859) можно считать наследником первого (1816-1819), поскольку опыт предшественника 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz