Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

определённая ответственность учёного — объяснять, чем он занимается и какая от этих занятий польза, потому что учёные финансируются налогоплательщиками. Во-вторых, наука должна постоянно воспроизводиться, для существования науки важно, чтобы в неё приходили новые люди. А чтобы новые люди пришли в науку, необходимо их зажечь интересом к науке. И это нельзя сделать сразу, излагая научные результаты самого высокого уровня. Сначала людей нужно к этому подготовить — обучить, помочь им сделать первые шаги в науке и в познании мира. Для этого популяризация науки очень важна [Хохлов, 2018, ЭР]. Заметное развитие популяризация науки, или тогда более принятое название — пропаганда, получила в годы советской власти. Задача состояла в том, чтобы путем организованной пропаганды достижений в области науки и техники способствовать повышению культуры трудящихся и пробуждению их инициативы. В советское время популяризация науки являлась прерогативой государства и преследовала следующие основные цели: профориентация молодёжи, приобщение её к научно-технической деятельности, формирование традиций, передача культурного кода (в этом популяризация научного знания является одним из элементов культурной политики); формирование мировоззрения (реализация образовательной функции); подкрепление идеологической установки на приоритетное положение советской науки в мире и т. п. [Прокудин, 2016: 146]. В послевоенные годы возросла потребность в необходимости массового образования. Объективными причинами следует назвать значительный ущерб, нанесённый Великой Отечественной войной системе советского образования, а также вызванная войной депрофессионализация значительной части населения. В этот и последующие периоды популяризация науки выступала как инструмент привлечения молодых, талантливых, энергичных кадров. Массовое просветительское движение было подчинено идеологии ВКП(б) и находилось под постоянным контролем власти. Об этом свидетельствует Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации научно-просветительской пропаганды» от 27 сентября 1944 г. Отмечая ослабление научно­ просветительской пропаганды среди населения, ЦК ВКП(б) в целях коренного улучшения постановки научно-просветительской пропаганды среди населения постановил: «Обязать партийные, комсомольские, профсоюзные и культурно- просветительные учреждения широко поставить пропаганду естественно­ научных знаний среди населения, привлечь к делу научно-просветительной пропаганды силы советской интеллигенции» [Об организации, 1981: 379]. В Постановлении указывалось, что основным содержанием научно­ просветительской пропаганды должно быть материалистическое объяснение явлений природы, разъяснение достижений науки, техники и культуры. Предлагались конкретные темы и формы работы среди населения, а именно организация лекций, проведение бесед и громкое чтение популярных брошюр и статей о строении Вселенной, происхождении Солнца и Земли, о возникновении и развитии жизни, происхождении человека, о научных основах земледелия и животноводства и т. п. Лекции должны были быть популярными и вместе с тем соответствовать современному уровню науки. Следует отметить, что эти требования схожи с современными, предъявляемыми к популяризации знаний. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz