Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Второй блок документов — материалы Президиума АН СССР, касающиеся деятельность учёных АН СССР по распространению политических и научных знаний. В значительной степени привлечены архивные материалы НА КНЦ и Партийного архива ГАМО. Документы, отложившиеся в архивах — это протоколы заседаний Мурманского бюро ВКП(б) и заседаний парткома КФАН СССР, годовые научно-организационные отчёты и протоколы заседаний Президиума КФАН. Документы свидетельствуют о внимании к вопросам пропаганды научных знаний. На заседаниях рассматривались формы и методы лекционной работы, вырабатывались требования к подборе лекторских кадров, содержались характеристики лекторов-пропагандистов. Вопросы популяризации научных знаний нашли своё отражение в местной периодической печати. Газеты «Полярная правда» и «Кировский рабочий» содержат большой фактический материал. На страницах газет заметки и статьи корреспондентов и общественных корреспондентов, интервью с лекторами, рассказы и отчёты пропагандистов, отзывы слушателей. Необходимость и значение популяризации научных знаний В силу различных причин (специфическая терминология, сложная теоретическая база и т. п.) открытия и научные достижения остаются востребованы только среди узкого круга специалистов. Поэтому перед обществом существует проблема популяризации и распространения научного знания и результатов научных исследований для широкого круга людей (в том числе неспециалистов в конкретной научной области, а также людей, не относящихся к сфере науке), донесения его в максимально доступной для понимания форме [Прокудин, 2016: 143]. Несмотря, казалось бы, на очевидность необходимости распространения и популяризации знаний, дискуссии на эту темы продолжаются до сегодняшнего дня. По мнению д. филол. н. А. И. Акопова, проблема научной популяризации существует столько, сколько существует наука. «Если мы всерьёз хотим вернуть науке Отечества былую славу, без научной пропаганды и научной популяризации нам не обойтись» [Акопов, 2011, ЭР]. В ходе дискуссии «Учёные и общество: кто кому или кто кого», проходившей в Новосибирском Академгородке в 2015 году, популяризатор науки д.х.н. Г. В. Эрлих на вопрос, кому нужна популяризация, ответил, что популяризация нужна, прежде всего, государству. Государство вкладывает огромные деньги в науку, причём науку фундаментальную, истинную ценность и значимость которой невероятно сложно объяснить не знакомым с тематикой гражданам. Помимо этого, у определённых слоёв населения все-таки есть спрос на научную тематику. А там, где есть спрос, там появится и предложение [Учёные и общество, 2015, ЭР]. Удовлетворить этот спрос могут и должны учёные. Это мнение многих выразил известный учёный Г. Г. Григорян: «Популяризация знаний — естественная форма деятельности для учёного» [Григорян, 2012, ЭР]. Из выступления вице-президента РАН А.Р. Хохлова в дискуссии «Наука и прорывные технологии будущего: меняем мир сейчас»: Я считаю, что популяризация науки — это обязанность учёного. Не только делать открытия и получать новые научные результаты, но и рассказывать об этих результатах доступным языком для людей, не связанных с наукой. Во-первых, это 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz