Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
Based on the published documents, conclusions are drawn about the peculiarities of the interaction of the participants-organizers of the parish school in a small Sami graveyard. The factors affecting the conditions of activity of the parish school in the Kola North in the late 19th - early 20th centuries are determined. Keywords: history of education, Arctic, archival sources, Sami graveyard, Kola Peninsula, parish school, Kildinskya school. В конце XIX — начале XX вв. на Кольском Севере была создана сеть начальных церковно-приходских школ и школ грамоты. Задача школ состояла в общеобразовательной и церковно-просветительской деятельности: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания» [Правила..., 1884: 73]. Их организация направлялась и контролировалась Епархиальным начальством и специально созданным аппаратом управления в виде Епархиального училищного совета, который был аналогичным органу Министерства народного просвещения — Губернскому училищному совету, что, в свою очередь, еще раз подчеркивало независимость церковных школ от учебного ведомства. С 1884 г. училищный совет учреждался в каждой епархии для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью церковно-приходских школ. Члены Совета назначались епархиальным архиереем из светских и духовных лиц, «преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения» [Красницкая, 2012: 88]. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами принадлежало Святейшему синоду. Создание промежуточной инстанции между епархиальным органом управления и отдельными школами было необходимо, вследствие значительного числа уездов, входящих в Архангельскую епархию, и большой территориальной разбросанности школ. На уездные отделения возлагалось «попечение о развитии и поддержании церковно-школьного дела» (наем учителей, «изыскание» местных средств, снабжение школ книгами и учебниками, «содействие к устройству» дополнительных классов, уроков для взрослого населения, воскресных школ и др.) в пределах уезда [Там же: 91]. Анализ документов Кольского уездного отделения Архангельского епархиального училищного совета, хранящихся в Государственном архиве Мурманской обл. (ГАМО. Ф. И-133), позволяет проследить деятельность духовного ведомства в развитии начального образования на Кольском Севере, определить роль церкви в создании системы школ, ее участие в решении вопросов, связанных с просвещением инородческого населения края в конце XIX — начале XX вв. В фонде Кольского отделения представлены дела с рапортами учителей о ходе обучения [ГАМО Ф. И-133. On. 1. Д. 5], переписка между отделением Училищного совета и сельскими старостами по вопросам финансового обеспечения школ, снабжения школ книгами [ГАМО Ф. 133. On. 1. Д. 1; также ГАМО Ф. И-17. On. 1. Д. 234], отчеты инспекторов и наблюдателей о работе церковно-приходских школ [ГАМО Ф. И-133. On. 1. Д. 4; ГАМО Ф. И-133. On. 1. Д. 7]. Такие важные документы, как отчеты уездных отделений Совета по работе церковно-приходских школ, сметы расходов, запросы, то есть основной поток делопроизводственной документации, с периферии направлялся в центр. Знакомство с материалами фонда раскрывает направление деятельности 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz