Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Пропаганда — в самом широком смысле — особый род социальной деятельности, основная функция которой — «распространение духовных знаний, художественных ценных и др. информации с целью формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. Пропаганда духовных знаний предполагает учёт конкретной ситуации, особенностей аудитории, в которых она протекает» [Философский энциклопедический словарь, 1983: 539]. В данной статье рассматривается научно-просветительская деятельность учёных КФАН СССР в рамках Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в 1944-1991 гг., начиная с возобновления деятельности академического учреждения после реэвакуации из Коми АССР в 1944 г. и заканчивая роспуском Всесоюзного общества «Знание» в 1991 г. Основное внимание уделено популяризации научных знаний. Классическим примером являются труды А. Е. Ферсмана, который считал популяризацию российской науки ответственной общественной обязанностью каждого учёного [Ферсман, 1946, 1953]. В целом для историографии советского периода характерно изучение истории становления и развития Всесоюзного общества «Знание». Среди работ коллективные и индивидуальные монографии [Мезенцев, 1972; Лазаревич, 1981, 1984; Социализм и наука, 1981; Чинённый, 1988]. В них рассматриваются вопросы о формах, тематике и масштабах пропаганды, о лекторах- популяризаторах, слушательской аудитории и организации деятельности региональных ячеек общества «Знание». Проблемы пропаганды научных знаний обсуждали в популярных журналах «Наука и жизнь» видные советские учёные [Вавилов, 1947; Митин, 1948; Бардин, 1952; Артоболевский, 1967; Басов, 1978]. Основная часть указанных работ, освещая массовое просветительское движение, подчёркивала его идеологическую сущность. Авторы работ более позднего времени, высоко оценивая феномен массовости просветительского движения в СССР как составляющую культурной политики, в то же время отмечали её идеологическую направленность и её подконтрольность власти [Григорян, 2012; Абрамов, 2013; Пинаева, 2015]. О необходимости популяризации науки в современном мире, о её цели, современном состоянии, изменении форм и масштабе пишут видные учёные РАН [Гинзбург, 2007; Самсонов, 2008; Ваганов, 2008, 2019, Акопов, 2011]. Активно обсуждаются вопросы популяризации науки в информационном пространстве. Ряд учёных-популяризаторов обращают внимание на всё возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий в популяризации и распространении научного знания. Часть из них придерживается даже такой точки зрения, что популяризация — это задача СМИ [Прокудин, 2016]. Работа написана с использованием широкого круга источников, среди которых следует выделить несколько групп. Директивные документы ЦК КПСС и СМ СССР. К ним относятся Постановления ЦК ВКП(б), с 1952 г. — Постановления ЦК КПСС об организации научно-просветительской пропаганды, о мерах по улучшению работы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz