Труды КНЦ вып.9 (ГЕЛИОГЕОФИЗИКА вып. 5/2018(9))

х = f [— - — + S 2u][S2 ------ P — dz f (1 - Pu ) (1 - Pu )2 (3) т = f (1 - Pu )[S P 2 (1 - Pu ) -K 2 d z , (4) где P= s 1!0 (1+ u sln 0 1 S=1/V (5) Атмосфера была разделена на 200 слоев по 1 км. Высотные профили температуры брались из модели MSISE 2000, зональных и меридиональных ветров - из модели HWM07 [19]. Было проведено численное моделирование возможных путей распространения инфразвуковых сигналов от пролета в атмосфере Витимского болида. На рис. 4 представлены высотные профили зональной скорости ветра (рис. 4б) и эффективной скорости звука (рис. 4а) для атмосферной модели, соответствующей времени пролета болида. 2 с с Рис. 4. Атмосферная модель для 17:00 UT, 24 сентября 2002 г. (58.2 N, 113.5 E): а) скорость звука - 1, эффективная скорость звука - 2; б) зональная скорость ветра (положительные значения для восточного направления). На рис. 5 представлены результаты расчетов параметра т для инфразвуковых волн, распространяющихся в западном направлении от пролета болида в атмосфере. Области ярко-синего цвета - это запрещенные зоны, от границ которых происходит отражение инфразвуковых волн. Видно, что в этих двух случаях в тропосфере и нижней стратосфере, а также на высотах вблизи 90 - 100 км возможно волноводное распространение инфразвука, т.е. волна может распространяться практически горизонтально. Данный вывод подтверждается результатами регистрации инфразвукового сигнала от Витимского болида на Кольском п-ове, на расстоянии около 4000 км от места взрыва (правда, в более 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz