Труды КНЦ вып.9 (ГЕЛИОГЕОФИЗИКА вып. 5/2018(9))

авторами экспериментах, что привело к необходимости адаптации и применения метода PML. Разделение схемы по пространственным переменным и физическим процессам позволяет применять профиль электрических и магнитных потерь, предложенный Беренгером, непосредственно к потокам противопотоковой схемы на границе области моделирования. Геометрический профиль потерь внутри отдельного слоя имеет вид: Pfr) = - f g ^ l n C R o ) ^ » , (4) где g - коэффициент геометрической прогрессии,Дх - шаг по пространству, с0 - скорость света, N - номер PML-слоя, считая от интерфейса счетного региона и границы, r - расстояние от границы, Ro - коэффициент отражения от первого слоя. В представленных численных экспериментах авторы используют профиль потерь, рассчитанный по формуле 4 со следующими параметрами: Ro=0.01 (1 %), коэффициент прогрессии д = 2,15, количество слоев 14. Несмотря на то, что коэффициент отражения от первого слоя не лучше, чем характерный для данной схемы при обнулении исходящих потоков на углах падения 80-90 градусов, а на практике даже хуже вследствие отражений от последующих слоев, основным преимуществом метода PML является его крайне слабая зависимость от угла прихода электромагнитной волны. Данную особенность демонстрирует и адаптированный для противопотоковой схемы вариант. В качестве источника сигнала во всех представленных экспериментах используется длинная линия (100 км), по которой протекает изменяющийся по закону синуса ток с максимальным значением 100 А. Линия направлена вдоль оси x, а по оси y смещена таким образом, чтобы расстояние до трех боковых границ счетной области от геометрического центра антенны было одинаково. Высота линии над поверхностью Земли 15 м. Распределение поля в 2 ближайших к линии узлах в каждую сторону рассчитывалось аналитически для условий £ = ^ = 1, а = 0. -2.5 г1 - -3-------- ' ------------------ 1---------1--------- 1--------- 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 Время сек Рис. 4. Пример записи вариаций магнитной напряженности поля на расстоянии 520 км в спокойных условиях на высоте 30 км. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz