Труды КНЦ вып.9 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 3/2018(9))
в 2016 году — 70 МВт, а в 2017 году — 140 МВт, из которых более 100 МВт это солнечные электростанции и 35 МВт — крупный ветропарк [1]. В отличие от этого на розничном рынке механизм поддержки практически еще не начал работать. В настоящее время деятельность субъектов электроэнергетического розничного рынка определяется нормативно — правовыми документами, отраженными в таблице 1. Основная роль здесь отводится администрациям субъектов РФ, где будут возводиться генерирующие объекты на основе ВИЭ. Им необходимо разработать региональные нормативно-правовые акты, определяющие порядок проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов и включение их в схемы и программы территориального развития электроэнергетики. Во многих регионах это еще не сделано. Местные власти вправе самостоятельно решать, какие объемы мощностей в какие сроки и на каких видах возобновляемых источников энергии вводить (в пределах утвержденных федеральных норм). На сегодняшний день меры поддержки распространяются на электростанции, работающие на основе следующих видов энергии: солнца, ветра, гидроэнергии, биомассы, биогаза и свалочного газа, мощностью до 5 МВт, которые не могут продавать свою энергию нигде, кроме розничного рынка, а также на генерирующие объекты мощностью от 5 до 25 МВт, которые приняли решение стать субъектами именно розничного рынка. В конце 2017 года правительство утвердило план мероприятий по стимулированию развития микрогенерации (до 15 кВт) на основе ВИЭ, установленной у потребителей (включая физических лиц). Ожидается, что будет упрощена процедура размещения объектов микрогенерации (солнечные панели, ветроустановки), и их владельцы получат возможность продавать излишки электроэнергии гарантирующему поставщику, действующему на данной территории. При этом владельцы будут освобождены от налогов. К апрелю 2018 года правительство должно подготовить проект постановления об упрощенном технологическом присоединении объектов микрогенерации к сети. Чтобы стать участником розничного рынка проект инвестиционного генерирующего объекта должен пройти конкурсный отбор и затем быть включен в схему и программу территориального развития электроэнергетики. После этого инвестор и администрация региона заключают соглашение о реализации проекта, которое гарантирует исполнение обязательств каждой стороны (инвестора — возведение объекта, администрации — установление повышенного тарифа на электроэнергию от ВИЭ). Этот момент должен быть прописан в нормативно правовых актах о проведении конкурсного отбора. Важно также, чтобы в соглашении оговаривались правоотношения инвестора и территориальной сетевой компании (ТСО), которая в будущем будет покупать электроэнергию по повышенной цене у объекта генерации для компенсации сетевых потерь. После этого можно приступать к строительству. По завершении строительства генерирующий объект должен пройти процедуру квалификации и получить экспертное заключение в НП «Совет рынка». Важным условием получения квалификации является выполнение требований по локализации основного и вспомогательного оборудования электростанции. Этим занимается Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг РФ). Но не для всех видов генерации пока утверждены показатели степени локализации оборудования, так для генерирующих объектов, функционирующих на основе биогаза, биомассы и свалочного газа они отсутствуют. Это дает инвестору некоторые преимущества и свободу выбора энергетического оборудования. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz