Труды КНЦ вып.9 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 3/2018(9))

Рис. 2. Диаграмма характера повреждений погружных электродвигателей (все значения в %) Из рис. 2 видно, что основную долю технологических нарушений составляют: электропробой обмотки в пазу статора — 45 % (у некоторых типоразмеров до 61 %) [3], электропробой токоввода — 19,7 %. Невозможно не отметить тот факт, что на долю некачественного ремонта (5,4 %) и некачественного монтажа (5,5 %) ПЭД приходится порядка 11 % от общего количества повреждений. В результате длительной эксплуатации наибольшее количество повреждений диагностировано в лобовых частях, в токовводе или в пазу обмотки ПЭД. Повреждения в лобовых частях, как правило, возникают в результате механических повреждений изоляции при намотке или сборке электродвигателя [7]. Так же к пробою могут привести механические включения в самой изоляции, что является следствием заводского брака или низкого качества материалов. Пробой в пазу в большей степени обусловлен перегрузками ПЭД, так как изоляция в пазу подвержена резкому перегреву выше предельных температур во время недопустимых перегрузок. Часто встречаются технологические нарушения, связанные с «размыванием» короткозамыкающих колец алюминиевой обмотки ротора. Причины данного нарушения пока не установлены. Значительно распространены отказы в результате коррозии, к ним следует отнести - разрушение пакета ротора и статора, крепежа, «закипание» муфты на валу ПЭД и т.п. [ 8 ]. В результате коррозии увеличивается зазор между пакетом ротора и статора, уменьшается cos ф, однако при этом уменьшаются механические потери на трение ротора и ток при нагрузке может не измениться. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz