Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

осведомленность потенциальных туристов о возможностях территории, создается поле обоснованных управленческих решений для развития регионального туризма. Эффективный менеджмент в сфере регионального туризма предполагает, что его целью будет достижение в обществе такого уровня туристской активности, когда она выйдет на новый качественный уровень: - инициативное краеведение будет фактором культурной идентичности; - культурные индустрии в регионе будет востребованы как движущие силы туристского бренда; - туристские предприятия будут входить в состав культурно­ образовательных кластеров; - путешествия будут обязательной частью образовательной системы; - туризм региона будет влиять на индустрию путешествий за его пределами. Такие сверхзадачи выполнимы, если будет достигнуто понимание, что туризм как и культура относится к сфере «опекаемых благ» — социальная полезность достигается даже в том случае, если не все индивиды этими благами пользуются [Рубинштейн, 2008]. И поскольку необходимо, чтобы туризм как социальное благо был развит и доступен, то возникает проблема проектирования модели управления, где целью выступают долгосрочные культурные эффекты. Однако, механизм управления должен использовать рычаги воздействия на туристский бизнес, который готов использовать потенциал бренда региона, интеллектуальные разработки, но не торопится вкладывать свои средства в поддержание такой деятельности, возникает вариант фрирайдерства — уклонение от обязательств оплаты общественных благ для их воспроизводства и расширения. Туристский и культурный потенциал территории - сложная идейно­ материальная конструкция, трудно определить границы обязательств по его развитию, выявить скрытых фрирайдеров, достичь неконфликтного понимания стратегии развития. Поэтому актуальна задача профессионального диалога в понимании преимуществ ответственного сотрудничества. Анализ текущих трендов в туризме подтверждает его свойства как актора культуры и дает возможность более точно сфокусировать усилия на решении текущих и стратегических задач. Группировка данных нескольких официальных отчетов, опубликованных Ассоциацией туристских операторов (ATOP) раскрывает специфику туристской сферы в российских регионах. Сравнение объемов внутреннего и выездного потока за 2016 года позволило аналитикам ATOP сделать вывод о том, что внутренний туризм России выступает активным конкурентом выездному туризму, в русле его развития пользуются спросом культурное наследие, фестивали, спортивные мероприятия, экообъекты и экопроекты (см. табл. 1). Эксперты указывают, что поток туристов в российских регионах формируется за счет нескольких субпотоков: это межрегиональные туристы; те, кто путешествует по брендовым маршрутам, а также иностранные туристы. Последние составляют в разных регионах 2,5-6 % от всего потока. В своих отчетах эксперты выделяют отдельными строками Москву и Санкт-Петербург, поскольку они много лет являются лидерами в генерации туристских потоков. Так, например, Москву посещают 17-18 млн туристов ежегодно. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz