Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

H. Г. Хорошкевич выделила следующие особенности массовой культуры: навязывание идей, потребностей, мифов, которые содействуют развитию ложного вкуса, понижение качества продукции (предлагаемым товарам и услугам свойственна стандартизация, простота, не требующая умственных затрат), появление разнообразия пассивных видов досуга [Хорошкевич, 2011]. На развитие значимости свободного времени для человека воздействует массовая культура с помощью технологий массовой коммуникации, создавая потребительские ценности. Выделяют три формы связи массовой культуры и индустрии досуга: I. Деятельностная (культурно-досуговая форма направленная на восстановление сил: чтение, музыка, телевидение, компьютерные игры, занятие спортом); 2. Игровая (культурно-досуговая форма, которая воспринимается обществом с помощью зрелищно-игровой формы: посещение театра, кафе, концерта); 3. Коммуникативаная (культурно-досуговая форма где связь свободного времени и массовой культуры возникает в процессе коммуникации: телевидение, телефон, радио, газеты, литература, Интернет). Массовая культура оказывает существенное воздействие на человека, навязывая ему свои представления, ценности, модели поведения за счёт индустрии досуга, которая ориентируется на удовлетворение потребностей в развлечении и в отдыхе широкой аудитории с помощью телевидения, Интернета, СМИ, моды, рекламы [Орлова, 2004]. Формы проведения свободного времени К средствам массовой коммуникации относят технические средства, задача которых заключается не только в передаче новой информации широкой аудитории, но и в формировании досуга человека. Цель информационного воздействия средств массовой коммуникации заключается в изменении поведения объекта путем трансформации существующей картины мира. При этом средства массовой коммуникации включают в себя особый режим потребления, при котором человек может сочетать несколько занятий. Значимую роль в распространении стереотипов, определённых моделей поведения, идей, ценностей играют СМИ и телевидение. Телевидение как одна из технологий массовой коммуникации обладает следующими характеристиками: серийность и мозаичность. Мозаичность — средство построения телепрограмм, телеизображения, которое предназначено сформировать определённую модель поведения и заинтересовать телезрителя. Серийность — средство конструирования телепрограмм с расчётом времени телезрителя (повторяемость сериалов, шоу, новостей) [Попова, ЭР]. Например, многосерийный телесериал нацелен на привычность, лёгкость восприятия, неожиданную концовку для поддержания и привлечения аудитории. А также свойством телесериала является реалистичность сюжета для создания определённых образцов и моделей поведения. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz