Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
Значительный вклад в изучение понятий «свободного времени» и «досуга» внесли Г. Зборовский и Р. Н. Азарова. Г. Зборовский рассматривает досуг как структурную часть свободного времени, при этом подчёркивая, что понятие «свободное время» включает в себя не только незанятость, но и деятельность, уделяемая на саморазвитие личности, а понятие «досуг» — деятельность, способствующая восстановлению сил, направленная на развлечение. Г. Зборовскийтакже выделяет факторы, воздействующие на рост значимости свободного времени для общества: развитие предпринимательства и потребительского рынка [Зборовский, 2006]. Р. Н. Азарова отмечает, что понятие «свободное время» шире, чем «досуг». При этом свободное время — время, существующее объективно, и включающее различный выбор деятельности, а досуг — время, существующее субъективно, где выбор деятельности делается на основе ценностей и желаний человека [Азарова, 2003]. Связь массовой культуры и индустрии досуга Индустрия досуга направлена на широкое потребление и ориентирована на удовлетворение потребностей в развлечении и в отдыхе. Индустрия досуга распространяется с помощью технологий средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, мода, реклама) и навязывает обществу новые представления, ценности, потребности и т.д. Усложнению и многообразию видов досуговой деятельности способствовали следующие факторы: развитие значимости свободы выбора, научно-технический прогресс, способы организации досуговой деятельности, реализуемый с помощью специализированных учреждений, где досуг регламентирован по содержанию и времени, расширение границ досуга (появление виртуального пространства). Индустрия досуга как одно из направлений массовой культуры, включает в себя литературу, кино, музыку, различные культурно-досуговые мероприятия, спорт, искусство, туризм и т.д. Технологии средств массовой коммуникации неразрывно связаны с массовой культурой, которая предлагает различные продукты широкой аудитории для свободного времяпрепровождения. Понятие «массовая культура» ввёл в оборот американский социолог Д. Макдональд в 1944 году. Массовая культура рассматривалась как причина, оказывающая воздействие на формирование интересов общества, а также как новая форма культуры, нацеленная на массовое сознание. Массовая культура ориентирована на прибыль за счёт её потребления широкой аудиторией. Массовая культура трансформирует продукты, создаваемые другими культурами, в предметы массового потребления, а также создаёт потребности, стереотипы, образцы поведения и стандарты эстетического вкуса, способствуя росту интереса к получению определённых товаров и услуг. Поскольку целью массовой культуры является получение прибыли, то она может выступать как способ манипулирования сознанием человека с помощью СМИ для трансляции своих ценностей [Кузнецова, 2013]. Продукты массовой культурой отличаются следующими свойствами: серийность, упрощённость (не требует умственной нагрузки), общедоступность и развлекательность. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz