Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
Патриотизм молодежи Патриотизм как ценность у респондентов находится на 7 месте из 10. Первые места занимают индивидуалистические ценности (семья, здоровье, любовь, друзья, душевный комфорт). Патриотизм, по мнению опрошенной молодежи — это: 1 — «бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения»; 2 — «любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни, возрождение традиций российского государства»; 3 — «гордость за принадлежность к своей нации, народу». Респонденты гордятся в первую очередь победами в войнах, которые вела Россия, особенно победой в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. И только половина опрошенных готовы защищать страну, «если завтра война». Современное Российское общество информанты характеризуют как общество, в котором господствуют «несправедливость», «неравенство», «равнодушие людей друг к другу», «индивидуализм», «коррупция», «господствуют чиновники и олигархи», «моральное разложение и воровство», «Россия сегодня — только для обогащения меньшинства», «люди работают много - получают мало», «идет борьба за выживание». О своем будущем в России: «нет уверенности в будущем», «тревога и страх за будущее детей», «безнадежность», «нет перспектив для человека». Респонденты не видят ничего предосудительного в том, чтобы работать в иностранной фирме в переезде на постоянное место жительства в другую страну, в браке с иностранцем, в отказе от голосования на выборах, т.к. «система не меняется». Патриот, по мнению опрошенных, может любить Родину, а гордиться ею не обязан. Представители данной группы готовы защищать Россию в случае начала войны, т.к. «... в случае поражения, условия жизни значительно ухудшатся, или вообще исчезнут...», а также потому, что «... или тебя убьют, что ты не будешь ничего делать, а так тебя убьют с оружием...»,«... потом жить по чужим законам...». Результаты анкетного опроса, интервьюирования и фокус-группы позволяют сделать ряд предварительных выводов: региональная идентичность — это часть общей самокатегоризации человека, в которой существуют локальные идентичности — с поколением, поселением, регионом, страной. Идентичность всегда конструируется в различении себя от другого, различении «своих» и «чужих». Кроме того, на формирование социальной идентичности оказывают значительное (если не решающее) значение социально-экономическая и политическая ситуация в регионе и стране. Выводы Изучению формирования регионального самосознания, региональной, территориальной идентичности уделено в российской современной социологии достаточно большое внимание. Региональной идентичностью занимаются социологи, географы, психологи, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, историки, этнографы, антропологи и др. специалисты. В результате анализа эмпирических данных пилотажных студенческих исследований возникают несколько вопросов. Основной вопрос: есть ли территориальная идентичность у населения в современном мире? В России, в частности? Ибо Россия включена, несмотря на санкции, в глобальный мир экономических, политических, культурных 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz