Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
результатом которых стало выявление и постановка на госохрану двух уникальнейших памятников истории [Аникиева плита, ЭР]: «Екатерининский копец» - каменный пограничный знак Российской Империи 1826 года и «Аникиева плита» - своего рода реестр автографов сходивших на северный русский берег мореплавателей пяти столетий — с 1510 года до начала XX века. Слабую работу по выявлению памятников можно связать и с отсутствием в регионе отдельного государственного органа, предусмотренного Ф3-73, а также с ликвидацией Центра по сохранению историко-культурного наследия в 2013 году и Отдела по изучению и популяризации историко-культурного наследия в Мурманском краеведческом музее в 2017 году, в значительной степени способствовавших изучению и сохранению памятников. В настоящее же время вопросы государственной охраны памятников, в том числе выявления и учёта, находятся в ведении сектора охраны культурного наследия, состоящего всего из 4 человек и созданного в 2016 г. общественного совета по вопросам сохранения объектов культурного наследия, деятельность которого, вопреки положению о совете, не является открытой и доступной [Положение, ЭР; Распоряжение, ЭР]. Несколько иной представляется картина, связанная с самой проблемной категорией памятников - археологическими объектами. Ежегодно на территории области работают специалисты Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН. Однако стоит отметить, что если с выявлением новых памятников можно говорить о положительной динамике, то с их дальнейшим государственным учетом существуют определённого рода трудности. Так, в настоящее время в перечень выявленных объектов включено 189 памятников археологии. Эта цифра существенным образом отличается от данных самих археологов, согласно которым на территории региона зафиксировано около 600 объектов археологического наследия [Шумкин, 2017]. Хотя законодательные акты РФ и регламентируют порядок своевременной подачи информации о вновь выявленных объектах археологии в орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере охраны культурного наследия, по непонятным нам причинам эти данные до госоргана не доходят. Согласно ст. 16 Ф3-73 «объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» [73-Ф3, ЭР], в тоже же время археолог обязан в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ. Конечно же, соблюсти 10-дневный срок представляется возможным не всегда, хотя бы в силу того, что зачастую обнаружение археологических памятников осуществляется на местности крайне удаленной не только от центров административно-территориальных образований, но и мелких населенных пунктов. После же завершения полевых работ на местности археологам необходимо оформить всю научную документацию и таким образом период между фактическим выявлением памятника и его включением в списки государственного учета может вырасти от нескольких месяцев до нескольких лет. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz