Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
в основном советского периода. Однако, в отношении большинства памятников, прошедших инвентаризацию, к сожалению, так и не была доведена до конца работа по постановке их на государственную охрану. Хотя, в настоящее время оправданной представляется постановка на охрану еще сохранившихся памятников деревянной архитектуры и культовых построек, в частности, в селах Кандалакшского и Терского берегов [Алёхин, Рябев, 2017]. Обилие же большего числа памятников советской архитектуры связано с желанием сохранить исторические центры городов. Так, к примеру, в одном только Мурманске находится более 40 жилых домов, расположенных в центре города и включенных в списки выявленных объектов. Однако за последние годы наблюдается тенденция к исключению памятников архитектуры и градостроительства из реестров. Так, по результатам историко-культурной экспертизы были исключены из списков жилые дома на улице Коминтерна, находящиеся в самом центре города [Распоряжение, ЭР]. В определенной степени, на наш взгляд, это связано с отсутствием в области местных аттестованных экспертов, знающих и понимающих специфику культурного наследия региона. В целом же, в проведении экспертиз можно найти и положительный момент, ведь некоторые объекты в буквальном смысле «зависли» в статусе «выявленных» уже более 10 лет, хотя по закону решение по выявленному объекту должно приниматься в течении года, но зачастую попросту отсутствует финансирование на проведение данных мероприятий. Чрезвычайно показателен и тот факт, что за последние 10 лет работа по выявлению новых объектов в регионе практически не велась. В общей сложности, список выявленных объектов пополнился не более чем на два десятка объектов. В первую очередь, это связано с отсутствием инициатив постановки на охрану тех или объектов со стороны общественности и отсутствия общественных организаций, как например, действовавшего в советские годы филиала Всероссийского общества охраны памятников, проводившего огромную работу по выявлению историко-культурного наследия в Мурманской области. За последние несколько лет было подано не более десятка обращений в региональный госорган с просьбой включить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, несмотря на то, что с 2015 года максимально упрощена процедура выявления, достаточно одного заявления, содержащего минимум сведений об объекте и его историко-культурной ценности. С другой стороны, можно говорить и о нежелании госоргана порой ставить на охрану определенные памятники в связи с определенного рода сложностями в их дальнейшем сохранении. Так, например, на государственной охране состоит «Обелиск на братской могиле погибших катерников», находящийся в уже упраздненном посёлке Гранитный. У памятника нет собственника, содержать его попросту не кому, и даже чтобы добраться туда с целью обследования его состояния, необходимо организовать практически целую экспедицию. Следует учитывать и слабую обследованность региона, связанную с отдаленностью и труднодоступностью отдельных его территорий даже в летний период и с наличием определенных закрытых районов на территории Мурманской области. Хотя, несмотря все эти преграды, в 2015 и 2016 годах сотрудниками, к сожалению уже упразднённого отдела Мурманского областного краеведческого музея, были организованы две небольшие экспедиции, 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz