Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

морском берегу определялось целесообразностью и, чаще всего, характеризовалось наличием источника пресной воды (реки) и удобной гавани для судов. Сухопутные пути сообщения (дороги) отсутствовали, в подавляющем большинстве случаев связь осуществлялась при помощи водного транспорта. Сезонный характер населённых пунктов не способствовал развитию капитального строительства: в них возводились временные жилые избы (станы) и необходимые хозяйственные постройки. Восточный Мурман отличался сравнительно высокой степенью этнической и религиозной гомогенности, о чём свидетельствует его наименование в прошлом (Русский берег). Большинство обитателей, а впоследствии и постоянных жителей, этой территории относилось к православному вероисповеданию. Православные религиозные объекты, обладая сакральным статусом, характеризовались значительной устойчивостью во времени, так как оберегались и регулярно ремонтировались. Поэтому они могут быть использованы в качестве одного из маркеров, по качественным и количественным изменениям которого можно проследить трансформации культурного ландшафта в целом. Вплоть до второй половины XIX века на востоке Мурманане было церквей [Орехова, 2007: 41], из религиозных сооружений существовали только часовни и поклонные кресты. Начавшаяся во второй половине XIX века правительственная программа колонизации Мурманского берега привела к серьёзным социальным, экономическим и культурным преобразованиям территории, обозначив следующий (второй) этап трансформации культурного ландшафта рассматриваемого района. Главной особенностью данного периода стало укоренение населения на Восточном Мурмане. Вдоль побережья появились первые постоянные поселения - колонии, которые зачастую основывались на месте бывших становищ, выступая их преемниками. На уже существовавшей «культурной почве» возник новый тип населённых пунктов, в которых активно развивалась социальная инфраструктура, открывались медицинские, образовательные и другие общественно значимые учреждения. Одним из свидетельств качественного перехода от временного к постоянному пребыванию людей на побережье стало расширение масштабов строительства и появление большого количества новых зданий и сооружений. Рост населения привёл к активизации религиозной жизни, усложнению церковно- административной структуры (открытие приходов) и созданию новых религиозных объектов. На Восточном Мурмане появляются первые православные церкви, в том числе на месте ранее существовавших часовен. Переселенцы-поморы играли значительную роль в созидании культурного ландшафта, но исключительно «поморским» назвать его нельзя, так как он формировался представителями разных социальных, культурно- географических и этнических групп. Характерной особенностью восточной части Мурманского побережья было преобладание рыбных промыслов, при слабом развитии земледельчества и животноводства, что отражало как природно-климатические особенности территории, так и традиции хозяйствования поселенцев. Третий этап трансформаций культурного ландшафта Восточного Мурмана начался в 1920-х годах и стал следствием всеобъемлющих послереволюционных преобразований. Характерными чертами этого периода стали внедрение новых принципов хозяйствования (коллективизация) и новых 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz