Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

Кольском Севере, неоднократно становились объектом исследований [Разумова, 2009, 2012; Фёдоров, 2014]. Фёдоровым П. В., на основе использования регионального материала, был сделан ряд теоретических обобщений о трансформации культурных ландшафтов в исторической динамике [Фёдоров, 2014]. Территория, обозначаемая топонимом «Восточный Мурман», в прошлом также именуемая «Русская сторона» или «Русский берег/конец», обладает устойчивыми специфическими характеристиками, позволяющими рассматривать её культурный ландшафт в качестве отдельной составляющей культурного ландшафта региона. В исторической ретроспективе о выделении данного пространства свидетельствует само появление топонима, демонстрирующее обособление местности в сознании современников. Отражением этнокультурных особенностей территории стало употребление в её наименовании понятия «русский», которое, помимо прочего, формирует ментальную дихотомию с более общим понятием «Мурманский (т.е. «норманский») берег». Возникновение, существование, изменение и утрата топонимов являются зримым проявлением глубинных культурных, этнических, религиозных и политических процессов. Воздействие человека на природный ландшафт в районе Восточного Мурмана началось несколько тысячелетий назад. Вдоль берега Баренцева моря и на острове Кильдин выявлены многочисленные объекты археологического наследия, относящиеся к каменному веку и эпохе раннего металла. В их число входят остатки древних стоянок и поселений, другие следы деятельности человека. Наибольшей известностью, среди таких материальных свидетельств, обладают каменные лабиринты («вавилоны») — спиралевидные каменные выкладки, ряд которых расположен на рассматриваемой территории. Данный этап существования ландшафта исследователями определяется как «праландшафт» [Фёдоров, 2014: 27-28], что подразумевает доцивилизационный уровень его развития. Следствием слабого влияния человека на природу в течение рассматриваемого периода, была дискретность культурного ландшафта в пространстве и времени. Показателен пример «вавилонов», о которых не сохранилось аутентичных следов в культурной памяти. Следующий уровень развития ландшафта связан с появлением на данной территории народа саами, и является переходным этапом от праландшафта. Саамы, ведя полукочевой образжизни, основывали сезонные погосты (сиийты), часть которых постепенно эволюционировала в постоянные поселения, по мере перехода их обитателей к оседлости. Влияние саамов на формирование культурного ландшафта побережья Восточного Мурмана не было определяющим, хотя они и оказали существенное воздействие на его эволюцию, а в ряде мест выступили его создателями (например, населённый пункт Варзино появился на месте саамского погоста). Культурный ландшафт восточной части Мурманского берега формировался в неразрывной связи с экономической необходимостью. Первый этап его развития, отличный от праландшафта, связан с активизацией хозяйственной деятельности в данном районе, начавшейся в XVI-XVII веках. Будучи на протяжении нескольких столетий традиционным местом сезонного промысла поморов, к XIX веку Восточный Мурман оказался покрыт густой сетью временных рыбацких становищ, появление которых считается первой стадией колонизации арктического пространства [Филин, 2016: 37]. Как и саамские сиийты, данный вид населённых пунктов жил в природных ритмах смены времён года, то опустевая, то наполняясь людьми. Местоположение становищ на 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz