Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
Саамская традиционная посуда была немногочисленной, основным средством приготовления еды являлся большой котел для варки (киммэн), из предметов посуды индивидуального пользования были распространены берестяные ложки пасьтэмь (от пась — береста на кильдинском саамском языке), большие, выдолбленные из цельного куска дерева миски пеккерак и чуть меньшие по объему деревянные тарелки юдть. Имели распространение деревянные рогатины алльс, которыми можно было совершать процедуры взаимодействия с нагретыми металлическими предметами. Позже слово алльс распространилось на заимствованные саамами у русских вилки, а сами раздвоенные прутья вышли из употребления (информанты из села Ловозеро сообщали, что сами никогда не пользовались такими предметами, но слышали об их существовании от старших родственников). Очень часто саамы питались без использования столовых приборов, массово использовали посуду только при потреблении в пищу жидких блюд. Внутреннее убранство вежи состояло из нескольких обязательных комплектующих элементов. Постель (ВУЭДТЭМСАИИ постель, лексема является примером словообразования путем сложения основ. Вуэд — лежать и саий — место. Таким образом выходит, что дословный перевод на русский язык будет означать «место для лежания»). Структурно состояла из нескольких комплектующих элементов, которые могли варьироваться в зависимости от климатических особенностей местности. В более северных широтах базисом, из которого делали спальное, служили ломанные ветки сосны (лайт), которые клали на земляной пол сооружения. На юге — преимущественно у побережья Белого моря — для тех же целей использовали более объемные и теплосберегающие еловые ветви. Поверх ветвей хвойных деревьев клали оленьи шкуры. Количество оленьих шкур, составляющих основу спального места, являлось определением категории статуса внутри саамского общества. Чем больше количество использовалось, тем большим весом в обществе и престижем обладал хозяин вежи. Небогатые саамы использовали одну шкуру, более состоятельные — несколько. В случае сильных холодов использовали походный спальный мешок (роув), сшитые из несколько оленьих шкур, либо из шкур морских млекопитающих. Под голову клали подушку (пбдэшк или вуэййвбялас), набитую пуховыми перьями птиц (чаще рябчиков, позже — куры и иной домашней птицы). Обязательным атрибутом саамской вежы является полка для хранения посуды (ильта). Рядом со входом в вежу располагалось место для хранения горючего материала, называемое луппс или луппс сайи. Там хранили дрова (аллк) и мелкие подсобные предметы личного или общественного пользования. Особое место в саамской культуре занимает фигура охотника, что отобразилось в том числе и в конструкции традиционного жилого саамского архитектурного ансамбля, напротив входной парадной двери находилось небольшое огороженное пространство со специальным выходом наружу, в это огороженное пространство был запрещен проход женщинам, а дверь, ведущая из этого сегмента жилого здания, называется дверь охотника (укс чуйв). Из этой двери мужчина саами выходил на охоту или рыбную ловлю, через нее же он возвращался с добычей. Архаичная по многим морфологическим структурным особенностям вежа обладала большим количеством недостатков, однако была хороша скорыми 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz