Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

Пол строения оставался земляным (шалльт). В особо холодные зимы сверху могли класть хворост или шкуры [Немирович-Данченко, 1877]. Следующим этапом в возведении вежи было сложение места для очага — тагкъсайи (лексема, образованная путем сложения основ «тагкь» — очаг и «сайи» — место). Для этого подбирались камни специального типа: крупные и плоские. На этом момент возведения жилом конструкции возникает определенная степень сезонной дифференциации: сооружение места для очага для вежи, расположенной в местах летнего промысла, отличается от аналогичного ему места для костра в веже, предназначенной для проживания зимой. Основополагающее отличие — наличие или отсутствие специального нагревающего сегмента строения очага, металлической пластины алаш, на которую выкладывали продукты сгорания и разводили огонь. В местах летнего промысла наличия алаша не являлось обязательным атрибутом тагьксайи, на летних стоянках в большинстве случаев просто раскладывали камни кругом на земляном полу вежи. В местах зимнего промысла алаш был обязательным атрибутом вежы, на то было несколько причин: при термическом воздействии непосредственно сам лист железа выделял столь важное в условиях северных широт тепло; развести живой огонь на промерзлой земле в давно не топившейся зимней веже представляло из себя немалую сложность и значительные затраты времени; использование алаша расширяло гипотетические гастрономические возможности в приготовлении пищи. В получающийся зазор между земляным полом вежи и металлической нижней частью железной пластины алаш клали еду, которая термически обрабатывалась во время нагревания самой пластины. Из материалов полевых исследований в селе Ловозеро стало известно, что под металлическую пластину алаш клалы спелые ягоды морошки, получая из них традиционную саамскую сладость, представляющую собой некое подобие пастилы. Следующим этапом в возведении вежи было обустройство непосредственно самого очага, тагкь. Для этого ранее отобранные камни раскладывали кругом на земляном полу вежы и обмазывали глиной (чуйвв) для придачи конструкции большей жесткости, надежности и теплоемкости. Камни, которыми обкладывали кострище, имели основную ценность в возведении очага, так как получавшаяся каменная конструкция хорошо сохраняла тепло, быстро нагревалась и долго остывала, прогревая внутреннее пространство жилого помещения. Очаг в веже и куваксе считался священным местом, по характеру горения топлива в костре делались предсказания погоды и проводились гадания. Существовала совокупность народных примет и обычаев, связанных с очагом. Дети клали свои выпавшие молочные зубы под каменное основание очага, считалось, что такое действие способствует лучшему росту коренных зубов и благотворно влияет на общее состояния здоровья ребенка, сильно чадящий костер считался плохой приметой, а неуважительное отношению к очагу прочило сааму беды и неприятности. Дым от разведенного костра уходил в специфическую форму саамского дымохода — рехпень. Это приспособление вежы представляет собой округлой формы отверстие в куполе строения, снабженное закрывающимся брезентовым холстом (сальвесь), препятствующим попаданию осадков внутрь жилого помещения. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz