Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
(ваулхнесс), они ставятся полукругом и наверху имеют специальные узелки, служащие для связывания общей конструкции воедино. Искривленная форма основных несущих балок обусловлена тем обстоятельством, что за счет искажения поверхности деревянных жердей итоговая постройка выйдет не строго конической формы, а более объемной полусферической. Поверх основной несущей конструкции вежи ставятся дополнительные подпорки, обеспечивающие больший запас прочности будущему строению. Число этих подпорок, называемых «сянгкань» (в дословном переводе на русский — «стоймя») ограничивалось десятью-двенадцатью экземплярами. В отличие от изогнутых основных несущих балок строения дополнительные балки «сянгкань» были прямыми. На получивший каркас, состоящий из совокупности основных несущих стоек и дополнительных деревянных жердей, способствующих укреплению общей конструкции, накладывали несколько слоев бересты (пэссь), в позднейшие времена бересту на данном этапе возведения жилой постройки заменяли специально обработанным брезентом (сальвесь). Во время возведения вежы в центре купола сооружения оставляли круглую дыру в потолке, которая позже должна была стать дымоходом. В следующем этапе возведения жилого строения получившийся каркас конструкции обкладывали плотным слоем специального дёрна, который называется лаввнь. Постепенно оседая и срастаясь, дерновая вежа улучшала свои сберегающие тепло свойства. Таким образом, старая, уже осевшая, вежа пользовалась большим спросом среди саамского населения Кольского полуострова. Подобная старая вежа, обладающая высокими теплосберегающими качествами, называлась «ландоума» или «ландоума куэдть». Согласно информации, почерпнутой в соответствующей этнографической литературе и подтвержденной в ходе полевых исследований в селе Ловозеро, существовал специфический обычай разбирать стену готовой постройки с целью вынести из жилого помещения умершего жильца. Вынос тела через парадный вход в помещение был под строгим запретом. Окно (как и во многих других языках слово окно (эххкан) семантически происходит от слова «глаз», «око») внутри саамской вежы являлось элементом роскоши, которые могли позволить себе наиболее благополучные в экономическом отношении саамы, наиболее преуспевающие оленеводы и лучшие охотники. В строении вежи была предусмотрена дверь, сделанная из деревянных досок (укс). Подобные двери с целью наиболее эффективного расходования тепла внутри помещения имели совсем небольшой размер (не более полутора метров), вешались чуть наклонно на дверной проем и требовали определенно применения силы в момент закрытия. Структурно саамская дверь в веже состояла из дверных косяков (укк стаммех), ручки (уккс кульц) и порога (уккс кэннц) [Алымов, 1927]. Примечательно семантическое происхождение наименования порога в саамском кильдинском языке: «кульц» переводится как «оленье копыто». Смысл, вкладываемый в лексему, сводится к тому, что высота порога должна быть ориентировочно равно высоте оленьего копыта. Данная ассоциативная связь в очередной раз подчеркивает, насколько важную роль в миропредставлении саами играла определяющая роль промыслово-хозяйственного оленеводческого типа жизнеобеспечения. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz