Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

сторон человеческой культуры, двойного прочтения терминов, споров о формулировках здесь не избежать. Существующие на сегодняшний день классификации и определения индустриального наследия [Запарий, ЭР], памятников науки и техники [Боярский, 1988] исходят, в основном, из первоначальных, функциональных особенностей объекта культурного наследия. Индустриальное наследие связывается с периодом индустриализма, т.е. созданием в период XVIII-XX вв. производственных мощностей и связанных с ними инфраструктур, в том числе социальных и административных (общежития рабочих, административные корпуса, вокзалы и т.п.). Памятники науки и техники определяются как движимые или недвижимые объекты, имеющие особое значения для развития науки и техники [Клебанов, 2014]. Подобные классификации хорошо подходят для изучения и популяризации культурного наследия, но не для его государственной охраны. При проведении историко-культурной экспертизы, составления предмета охраны, обоснования границ территории и проектировании зон охраны, при выдаче согласований на различные работы на памятнике нет совершенно никакой разницы, имеем ли мы дело с общежитием железнодорожников (подобный памятник стоит на охране в г. Мурманск) или с любым другим многоэтажным зданием аналогичного периода и техники постройки. В случае же постановки на охрану, например, действующей электростанции, завода или какой-либо техники (танк, паровоз, самолет, корабль - примеры всех подобных объектов есть среди охраняемых объектов культурного наследия Мурманской области) отличия от всех остальных типов памятников будут кардинальными. На наш взгляд, необходима разработка новой классификации и определения для памятников, имеющих в составе своего предмета охраны какие- либо ценные для истории и культуры механизмы (приборы, станки, механические элементы конструкции, электрические устройства и т.п.), либо полностью состоящие из таковых (технические объекты, стоящие на государственной охране в качестве объектов культурного наследия). При всей разнице методологических подходов, в обсуждаемую категорию памятников науки и техники попадают здания и сооружения производственного назначения (заводы, фабрики, мастерские), объекты, связанные с добычей и обработкой ресурсов (шахты, рудники, штольни), инфраструктура (мосты, железные дороги, транспортные средства, порты, вокзалы), средства передвижения (автомобили и иная сухопутная механизированная техника, в том числе военная, самолеты, корабли, поезда). Одним из серьезнейших вопросов научно-технического наследия является взаимосвязь движимых и недвижимых объектов. Производственные мощности сами по себе являются памятниками техниками (станки, механизмы, приборы и т.п.) и потенциальными объектами музеефикации, либо музейного хранения. При этом последние относятся к движимому имуществу, более того, они нуждаются в ремонте, модернизации, порой и полной замене. С точки зрения государственной охраны памятников вопрос осложняется тем, что 73-ФЗ разработан для сохранения недвижимых объектов, в связи с чем остается открытым вопрос, считать ли движимые станки, механизмы и приборы частью предмета охраны объекта наследия, либо их стоит передавать в музеи, выполнять музеефикацию памятника. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz