Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

Оценка степени тревожности и понимание ее особенностей на разных этапах развития человека (онтогенеза) позволит приблизиться к пониманию причин её появления, а также найти способы и методы коррекции до физиологического оптимума. Цель исследования. Выявление особенностей психологического состояния жителей Арктического региона на основе исследования степени тревожности в структуре личности разных возрастных групп. Материалы и методы. Психоэмоциональное состояние оценивалось по методу Спилбергера-Ханина, на основе оценки уровня ситуативной (СТ) и личностной (J1T) тревожности. Опросник состоит из двух блоков: ситуативной тревожности (СТ) и личной тревожности (J1T). Каждый блок включает в себя 20 вопросов. Ситуативная тревожность (СТ) характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, характерной для данной конкретной ситуации или момента времени. Личностная тревожность (ЛТ) характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Исследование проводилось с 2012 по 2013 годы. Всего было обследовано 55 человек. В том числе: дети из Мурманской области, находящиеся на летнем отдыхе в оздоровительном комплексе «Эковит» КНЦ РАН, с. Александровка- Донская, Воронежской обл. в возрасте 13-18 лет, 19 мальчиков и 9 девочек. Сотрудники мужского пола КНЦ РАН и студенты КфПетрГУ — 12 человек, средний возраст 25 лет в г. Апатиты. Студенты и преподаватели МИБО мужского пола 15 человек, средний возраст 27 лет в г. Мурманск. Результаты исследования. Результаты оценки личностной и ситуативной тревожности в структуре психоэмоционального состояния детей, находящихся на отдыхе в 2012 г. (табл. 1), показали, что данные СТ в начале смены как среди девочек, так и мальчиков, составляют 39,20 ед. и 36,80 ед. соответственно, которые выражают средний уровень тревожности, но у девочек они расположены ближе к границе функциональной нормы. Увеличение показателей СТ к концу отдыха до 41,80 ед. у девочек и 41,30 ед. у мальчиков, свидетельствует о напряжении психоэмоционального состояния, выраженного в виде субъективного переживания беспокойства и тревоги. Достаточно высокие значения ЛТ в конце смены как у девочек 45,88 ед., так и у мальчиков 40,54 ед., вероятно свидетельствуют о каком-то стрессирующем факторе, действующем довольно продолжительное время, либо о недостаточном времени пребывания детей на отдыхе. Обращают на себя внимание так же высокие максимальные значения СТ у некоторых девочек и мальчиков 65,0 ед. и 58,0 ед. и ЛТ 63,0 ед. и 51,0 ед. соответственно. Можно предположить несколько причин, вызывающих повышенные значения ЛТ. Она обусловлена либо возрастными кризисами, проходящими в пубертатном возрасте исследуемых, либо переменой места постоянного проживания детей, либо воздействием стресс-факторов внешней среды. Показатели в период с 24.09.2012 по 18.10.2012. и 30.04.2012-11.05.2012, Результаты оценки личностной и ситуативной тревожности в структуре психоэмоционального состояния испытуемых приведенные в г. Апатиты показали, что средние по выборке показатели СТ соответствуют оптимуму 35,41 ед., однако у отдельных испытуемых показателей СТ выше нормальных значений на несколько пунктов и достигают 44,00 ед. В отличие от группы детей, показатель ситуативной тревожности взрослых испытуемых изменился не так 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz