Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

Чукотский АО является северным регионом с минимальным рейтингом в течение всего анализируемого периода. Низкое значение общего рейтинга (1,8 %) в 2015/2016 гг. связано с отсутствием опыта реализации проектов ГЧП, неразвитостью нормативно-правового обеспечения, а также очень низким показателем развития институциональной среды. Опыт реализации проектов ГЧП отсутствует в Республике Карелия и Магаданской области, которые также не отличаются высоким рейтингом в течение всего исследуемого периода [Гасникова, 2017]. В случае дальневосточных регионов, следует отметить, что проблемы привлечения средств со стороны государства и инвестиций со стороны бизнеса связаны не только со степенью сложности реализации и недостаточно высокой рентабельностью проектов, но и вызваны спецификой как таковой территории Дальнего Востока — к примеру, низким платежеспособным спросом, малочисленным населением, чрезмерной протяженностью регионов, сильной удаленностью от Москвы [НА «Восток России», 2016]. Наиболее весомым показателем рейтинга является опыт реализации проектов, так как считается, что каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов ГЧП в регионе. Рассмотрим его более подробно. Для этого воспользуемся данными Единой информационной системы государственно­ частного партнерства в Российской Федерации [Единая информационная. ..,2016]. При анализе опыта регионов учитывались только те проекты, в которых объем частных инвестиций на стадии создания объекта составлял более 1млн руб. Всего в северных регионах в настоящее время реализуется 86 удовлетворяющих этому условию проектов с суммарным объемом частных инвестиций более 162 млрд руб. (табл. 1). При этом в Магаданской области, Республике Карелия и Чукотском автономном округе подобных проектов государственно-частного партнёрства в настоящее время нет. В разрезе северных регионов большинство ГЧП-проектов имеют муниципальный статус (46 проектов), а также присутствуют региональные проекты (16 проектов) и муниципальные с региональным участием (24 проекта). Основными отраслевыми направлениями использования ГЧП в северных регионах являются транспортные, инфраструктурные проекты, проекты в коммунальной и энергетической сферах, социальные проекты. То есть ГЧП востребовано в сферах, без которых невозможно нормальное функционирование социально-экономической системы и обеспечение достойного уровня жизни населения региона. Одной из таких сфер является энергетика. В работе [Гасникова, 2013] сделан вывод, что в случае возникновения противоречия рыночных принципов и социальной роли энергообеспечения, приоритет в государственном регулировании электроэнергетики следует отдавать последнему. Однако применение ГЧП может позволить в рамках необходимого государственного регулирования обеспечить интересы частных инвесторов в энергетические объекты без ущемления интересов населения и социально значимых потребителей энергии. Тем более, что у частных инвесторов появляется интерес к этой сфере: примером может служить Камчатский край, в котором реализуется 8 муниципальных ГЧП-проектов в энергетической сфере. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz