Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» предусматривает системное взаимодействие государства, коммерческих и некоммерческих организаций, гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов [Стратегия развития..., 2013]. Оценка возможностей расширения применения ГЧП в северных и арктических регионах требует анализа достигнутого уровня развития этого механизма и выявление направлений его совершенствования. Анализ развития ГЧП в северных регионах Для оценки уровня развития ГЧП в северных регионах был использован Рейтинг развития регионов по уровню ГЧП, разработанный Центром развития государственно-частного партнерства. Расчет рейтинга основан на информации, которую регионы самостоятельно вносят в специализированную систему сбора данных, также используются данные из открытых источников — это сайт www.torgi.gov.ru и данные Росстата [Единая информационная..., 2017]. При составлении рейтинга регионов за 2013/2014 и 2014/2015 гг. учитывались следующие факторы: развитость институциональной среды; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства; инвестиционная привлекательность региона. В методику, применяемую при составлении рейтинга 2015/2016 гг. были внесены следующие изменения: 1. Фактор «Инвестиционная привлекательность», рассчитываемый в 2014 г. на основании данных рейтингового агентства «Эксперт РА», заменен фактором «Институциональная среда», состоящим из 10 показателей, что делает методику расчета более ориентированной на деятельность региональных органов власти по развитию сферы ГЧП. 2. Добавлен фактор «Нормативно-правовая база», который включает 5 показателей, оценивающих деятельность региона по развитию региональной нормативно-правовой базы в соответствии с требованиями федерального закона о ГЧП. 3. Изменились максимальные значения в баллах, которые можно набрать по каждому из факторов [Единая информационная..., 2017]. По мнению авторов, несмотря на внесенные изменения в методику расчета рейтинга, анализ его динамики представляется полезным и целесообразным, поскольку позволяет отследить основные тенденции развития ГЧП в рассматриваемых регионах и сравнить их со среднероссийским уровнем (рис. 1). При этом следует иметь в виду не только изменение некоторых составляющих рейтинга, но и изменение веса этих составляющих в интегральной оценке. Так, с принятием федерального закона о ГЧП сильное изменение претерпела такая составляющая рейтинга, как институциональная среда. Этот фактор был разделен на два: собственно институциональная среда и нормативно­ правовое обеспечение, которое отражает происходящие изменения в нормативно­ правовых актах субъектов РФ в сфере ГЧП и приведение их в соответствие с нормами федерального законодательства. Начиная с 2014 г. (а в 6 регионах — с 2013 г.) во всех северных регионах рейтинг уровня развития ГЧП показал отрицательную динамику, что соответствовало и общероссийской тенденции. Возможно, это связано с исключением из факторов, учитываемых при расчете рейтинга, фактора 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz