Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
региона. ГЧП позволяет создавать и развивать инфраструктуру региона, улучшать обслуживание населения, повышать качество государственных услуг, способствует снижению цен на производимые товары, ведёт к созданию дополнительных рабочих мест. Нормативно-правовое и информационное обеспечение ГЧП в России Для эффективной реализации проектов на основе ГЧП требуется его хорошо проработанное нормативно-правовое обеспечение. При этом еще менее десяти лет назад не было даже устоявшегося названия рассматриваемого механизма. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной в 2008 году, говорилось о необходимости развития «частно-государственного партнерства». Однако в дальнейшем это название видоизменилось, и стал использоваться термин «государственно-частное партнерство». На уровне субъектов Федерации законы о ГЧП начали появляться в 2000-х годах. По данным на 2015 год в России действовал 71 закон субъекта РФ в сфере государственно-частного партнерства [Единая информационная..., 2017]. К этому времени уже давно была очевидна необходимость принятия федерального закона, регулирующего применение рассматриваемого механизма взаимодействия государства и частных предприятий. Проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве» был подготовлен ещё в 2012 году [Министерство экономического..., 2012], однако он нуждался в доработке. Только спустя три года был принят федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласование интересов государства, бизнеса и общества, эффективное использование объединенных ресурсов, справедливое распределение рисков между участниками при реализации социально значимых проектов на основе ГЧП— сложные задачи. Для нормативно-правового обеспечения их решения одного федерального закона недостаточно, поэтому в его развитие был принят ряд подзаконных актов (приказов Минэкономразвития России, постановлений Правительства РФ), регламентирующих порядок организации предварительных переговоров, проведение оценки эффективности реализации проектов, предварительный отбор частного партнера и другие вопросы. Важное место в системе нормативно-правового регулирования занимает федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», поскольку большинство проектов на основе ГЧП реализуются именно в форме таких соглашений. После принятия федерального закона № 224-ФЗ и нормативно-правовых актов, развивающих изложенные в нем основы регулирования ГЧП, перед субъектами Федерации встала задача привести свое региональное законодательство в соответствие с федеральным. Часть из них признали принятые ранее региональные законы о ГЧП утратившими силу с целью избежать дублирования федерального законодательства или противоречия ему. К числу таких регионов, например, относятся Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Мурманская область. В этих регионах законы о ГЧП были приняты в период с2010по2014гг.и утратили свою силу в 2016 году [Электронный фонд..., 2017]. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz